Первый болгарский католический архиепископ славяно-византийского обряда Иосиф Сокольский

По болгарские его фамилия пишется Соколски, он родился в 1786 г. в православной крестьянской семье в селе Нова Махала, недалеко от города Габрово, в крещении получил имя Иван. В 1802 г. будучи молодым человеком поступил послушником в Троянский монастырь, где в 1806 г. принес монашеские обеты, получив в постриге имя Иосиф. Из биографии известно, что в 20-х годы XIX в. будучи иеромонахом он совершил паломническую поездку на Афон. В 1826 г. отец Иосиф назначается игуменом Калоферского мужского монастыря, спустя некоторое время по решению церковных властей возвращается в Троянский монастырь получив здесь должность настоятеля и возводится в сан архимандрита. В 1832 г. следует новый поворот его биографии, он покидает этот монастырь и основывает новую монашескую обитель в местности под названием Сокола рядом с деревней Этыр, в 15 км на юго-восток от города Габрово на севере Болгарии. По-видимому в это же время отец Иосиф получил прозвище Сокольский, которое превратилось в его фамилию. Новая обитель была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Архимандрит Иосиф, прибыв сюда в сопровождении монаха Агапия, выбрал каменную террасу перед так называемой Соколовой пещерой на которой устроил первую деревянную церковь, рядом был выстроен небольшой деревянный дом, освящение церкви произвел православный епископ Илларион Критский 15 августа 1834 г. Чуть позже здесь был выстроен каменный храм, внешняя и внутренняя отделка его закончилась в 1862 г. Монастырь известен своими росписями, которые по заказу архимандрита Иосифа выполнили мастера болгарской Трявнинской школы. Особым почитанием в обители стала пользоваться икона Богоматери с младенцем, написанная Габровским иконописцем Христо Цокевым. Монастырь был тесно связан с освободительной борьбой болгарского народа против турецкого ига, сдесь хранится немало реликвий связанных с историй борьбы за просвещение и свободу болгар.

В 1836 г. архимандрит Сокольский открыл в монастыре религиозную школу, ставшую центром духовного просвещения. В 1840-е годы неподалеку отец Иосиф основал также женский монастырь.

В 1850 – х годах в среде болгарских интеллектуалов и духовенства растет движение за независимость национальной церкви Болгарии от Константинополького патриархата, который подавляя славянский элемент в церковной культуре, занимался насаждением элленизма и выполнял политические задачи турецкого господства. В качестве альтернативы подчинения греческому патриарху среди болгар, проживавших в Стамбуле развивается движение за союз Болгарской церкви с Римом. Основными вдохновителями униональных церковных идей были известные болгарские политические деятели Драган Цанков (1828 - 1911) и доктор Георгий Миркович. Цанков учился в семинарии в Одессе, затем в университетах Киева и Вены, с 1857 г. он жил в Царьграде, где работал учителем во французском лицее, в это же время он основал в католическом монастыре болгарскую типографию, в которой начал издавать первые болгарские книги и журналы. "Только слепые, — писал он в 1859 г., — не могут отличить истинно христианского дела римской проповеди от истинно дьявольского дела панславизма и панэллинизма".

Доктор Миркович (1826 - 1905) также получил образование в Украине, входившей тогда в состав Российской империи, он учился в киевской семинарии, затем поступил на медицинский факультет университета в Монпелье, Франция. Возглавив униатское движение Миркович, составляет специальную брошуру „Униатское движение по церковному вопросу” (1897), в которой излагает свои позиции. Так как Греческая патриархия не обращает внимания на насущные проблемы Болгарской церкви, насаждает греческую культуру, турецкое правительство откладывает принятие решения, а позиция России заключается в поддержке греческого духовенства, то он предлагал заключить унию (договор) с Римским Папой и принять покровительство католических стран Италии и Франции.

Архимандрит Иосиф Сокольский также был сторонником независимости Болгарской церкви от греческой иерархии. В ноябре 1860 г. он приехал в Константинополь, где 18 декабря 1860 г. вошёл в состав болгарской делегации, направлявшейся к папе Пию IX (1792 — 1878) с просьбой о создании Болгарской греко-католической церкви и установлении для неё иерархии. Делегация 15 марта 1861 г. отправилась в Италию, в ее составе помимо архимандрита Иосифа были: архимандрит Макарий, настоятель подворья афонского Хилендарского манастиря в Самоков и три священника из болгарского храма в Царьграде (поп Тодор, поп Христо и поп Григорий), епархиальный священник Димитрий и с ним диакон Рафаил Попов, а также настоятели Никола Сапунов и Манол Иванов. Среди мирян, помимо Драгана Цанкова и Георгия Мирковича, входили еще три представителя движения болгарского возрождения. 26 марта Папа принял их в Риме на частной аудиенции. В Сикстинской капелле Ватикана 2 апреля 1861 г. Иосиф Сокольского был рукоположен Папой Пием IX в сан архиепископа и 8 апреля 1861 г. был назначен главой Болгарской католической церкви византийского обряда в должности Апостольского викария. Святейший Отец подарил Сокольскому экземпляр книги Евангелия на церковно-славянском языке.

Вернувшись в Константинополь, 1 июня 1861 г. архиепископ получил фирман турецкого султана Абдул-Меджида I (1823 - 1861), в котором признавался “buldar katolik milleti” гражданским главой “millet basci” болгар-униатов, которых насчитывалось в тот момент более 60 000 человек. Однако правительство Российской империи, имевшее в то время влияние на ход балканской политики, было против такого развития событий. Болгария, оказавшаяся под юрисдикцией Римской Церкви, представляла препятствие к осуществлению ее политических интересов в стремлении получить выход к Средиземному морю. Россия активно включилась в происходившее в среде болгарского духовенства движение за автокефалию своей церкви. Эти требования поддерживал российский посол в Софии — граф Николай Павлович Игнатьев (1832 - 1908). Следствием такой позиции стало утверждение для руководства Болгарской церковью независимого экзархата, отделившегося от Константинопольского патриарха, началась так называемая Греко-болгарская схизма.

Русские власти, боялись того, что в результате унии влияние на болгарские церковные круги будет утрачиваться, разрабатывают план похищения Иосифа Сокольского. Автором этого плана был российский посланник при турецком султанском дворе князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1824 – 1896). Архиепископ получил 18 июня 1861 г. получил приглашение посетить летнюю резиденцию русского посла в Терапии, в пригороде Константинополя на берегу пролива Босфор, куда его должен был доставить российский военный корабль “Elbrus”. Не заходя в Терапию, корабль взял курс на Одессу. Нежелательный архиепископ исчез.

Болгарских католиков после похищения Солольского возглавил, некогда сопровождавший его в Рим бывший в сане диакона Рафаил Попов (1830 - 1876), рукоположенный в священники греко-мелькитским архиепископом в Сирии Паоло Брунони (1807 - 1877). В 1864 г. Попов был назначен апостольским администратором болгарских греко-католиков в Османской империи и рукоположен в епископский сан в Соборе святого Иоанна Златоуста в Константинополе.

Иосиф Сокольский через Одессу был доставлен в Киев, где помещен в монастырь Киево-Печарская лавра. С 1863 г. старца перевели в Китаевскую пустынь, один из скитов за пределами города Киева, на берегу Днепра. Архиепископ проживал на так называемом Болгарском хуторе в небольшом, специально построенном для него домике. Здесь в районе между Голосеевом и Китаевом, с разрешения Киевского митрополита Арсения Сокольский заложил виноградник, за которым ухаживал до самой смерти. Эта местность между лаврскими поворьями, выполнявшими роль сельскохозяйственных угодий, включала хутор, на котором приживал Сокольский, хозяйственные постройки и небольшое монастырское кладбище и при нем церковь. Любопытные сведения по истории этого места имеются в документах лаврского архива. К примеру, известно, что для защиты виноградных лоз от скота, который пасся поблизости, был выкопан глубокий ров больше версты длиной. Ухаживать за виноградником архиепископу помогал один болгарин из Бессарабии, проживавший в Киеве. Из архивов понятно, что к церковной службе униатского архиепископа не допускали. Он жил "на покое", и ему было назначено содержание в 60 рублей в месяц (в год это выходило 720 рублей), в 1868 г. добавлено еще 280, что составило 1 000 в год. Кроме этого, Лавра обеспечивала архимандрита питанием, как монаха высшего ранга. В одном из донесений лаврского келаря есть интересные подробности об этом: "Преподобному Иосифу отпускаема была улучшена против общей братской трапеза, наравне с архимандритами, живущими в Лавре на покое...» .

Позднее, через одного из киевских монахов, архиепископ Иосиф Сокольский передал подаренный некогда ему Папой Пием IX экземпляр славянского богослужебного Евангелия для отца Варфоломея Шишкова, начальника греко-католической миссии «святых Кирилла и Мефодия» в городе Ямболь в Болгарии. На этой книге архиепископ сделал надпись: "Иосиф Сокольский, по-прежнему католик". Это Евангелие хранилось в монастырской библиотеке отцов ассумционистов в районе Кадикёе в Стамбуле.

Из архивных документов известно, что архиепископа Иосифа Сокольского, как униата, не допускали к православным богослужениям, совершаемым в Киеве.

Как известно, во время царствования Николая I (1796 — 1855) уния в России была ликвидирована во всех западных провинциях, кроме Холмщины, которая была присоединена к Российской империи лишь в 1815 г. на основе постановлений Венского конгресса и входила в состав Царства Польского. После подавления Польского восстания 1863 г. российское правительство предприняло ряд мер по предотвращению польского влияния на местное население Холмщины и Подляшья, исповедовавшего византийский обряд. Те представители греко-католического духовенства, которые оказались, по мнению российской власти, причастными к мятежу и неблагонадежными были уволены от своих должностей, 28 мая 1868 г. на вакансии приходских настоятелей и другие административные посты в Холмской епархии были приглашены священники из Галичины. Российский император Александр II (1818 — 1881) одобрил поставление на Холмскую кафедру кандидатуру известного общественного и политического деятеля Михаила Куземского (1808 - 1879), бывшего декана греко-католического Львовского капитула, генерального викария и официала Львовской митрополичьей консистории. Папа Римский согласился с предложенной кандидатурой, и Михаил Куземский 22 июня 1868 г. был рукоположен в епископы и с августа этого же года приступил к управлению Холмской епархией. По прошествии около двух лет владыка Куземский, тяжело больной, подал императору прошение об освобождении его от занимаемой должности. Прошение было удовлетворено и в 1872 г. он отправился в родной Львов, где после тяжелой болезни через несколько лет скончался.

В этой связи царские власти в России обращают свое внимание на архиепископа Иосифа Сокольского, которого с разрешения императора Аленксандра II выпускают из монастырского заключения в Киеве. Архиепископ соврешил несколько пастырских поездок в Холмщину, где он побывал четыре раза (дважды в 1872 г., осенью 1873 г., и в 1874 г.). Холмское духовенство торжественно встречало его, он несколько раз служил в местном кафедральном соборе и рукополагал священников. Сокольский рукоположил в общей сложности 72 священника для греко-католической епархии в Холме .

Иосиф Сокольский регулярно подавал прошения о разрешении вернуться в Болгарию, последнее из них датируется 1878 г., но всегда получал отказ. Умер болгарский католический архиепископ Иосиф Сокольский 30 сентября 1879 г., похоронен в Киеве на Преображенском кладбище.

По материалам, предоставленным  о. д-ром Ростиславом Колупаевым журналу "Патріярхат"

Иллюстрация: http://www.kae-bg.org/images/content/51/_josifsokolski.jpg