ПОСЛАНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА БЕНЕДИКТА XVI ПО СЛУЧАЮ ПРАЗДНОВАНИЯ XLII ВСЕМИРНОГО ДНЯ МИРА (1 января 2009)

http://www.zenit.org/article-19606?l=french

15 декабря 2008

1. В начале этого нового года я вновь хочу донести до всех мое пожелание мира и пригласить всех - с помощью этого Послания - поразмышлять на тему бедности как препятствия к построению мира. Мой глубокочтимый предшественник Иоанн Павел II в Послании по случаю Всемирного Дня мира 1993 года уже подчеркивал отрицательные последствия, которые оказывает на мир бедность целых народов. Действительно, бедность часто значится среди факторов, способствующих возникновению или усугублению конфликтов, в том числе и вооруженных. В свою очередь эти конфликты являются причиной углубления трагических ситуаций бедности. «В мире утверждает себя ... и становится все более серьезной - писал Иоанн Павел II - еще одна угроза для мира: многие люди и даже целые народы живут сегодня в условиях крайней бедности. Неравенство между бедными и богатыми сделалось все более очевидным даже в наиболее экономически развитых странах. Речь идет о проблеме, взывающей к совести человечества, поскольку условия, в которых пребывает большое число людей, являются оскорбительными для их врожденного достоинства, и, следовательно, препятствующими подлинному и гармоничному развитию мирового сообщества» [1].

2. В этом контексте борьба с бедностью подразумевает внимательное изучение такого сложного явления, как глобализация. Это важно уже с методологической точки зрения, поскольку результат исследований, проведенных экономистами и социологами, можно будет использовать при решении многих проблем бедности. Однако понятие глобализации должно охватывать также духовное и нравственное измерение, побуждая в заботе о бедных исходить из ясного понимания, что все мы являемся участниками единого божественного замысла, призванными составлять единую семью, в которой все - индивидуумы, народы и государства - придерживались бы в своем поведении принципов братства и ответственности.

Для этого требуется иметь широкое и четко изложенное понимание бедности. Если бы бедность была только материальной, то для описания ее главных характеристик было бы достаточно обратиться к социальным наукам, которые помогают нам измерять явления на основе прежде всего количественных данных. Но мы знаем, что существуют нематериальные формы бедности, которые не являются прямым и автоматическим следствием материальной нужды. К примеру, в богатых и развитых обществах имеют место явления маргинализации, нравственной и духовной бедности, бедности человеческих отношений: речь идет о людях, потерявших внутренние ориентиры, переживающих различные трудности, несмотря на экономическое благополучие. Я имею в виду, с одной стороны, то, что называется «нравственной неразвитостью» [2] и, с другой, - негативные последствия «сверхразвития» [3]. А также не следует забывать о том, что в так называемых «бедных» обществах экономический рост зачастую тормозят культурные барьеры, не позволяющие использовать ресурсы должным образом. Так или иначе, верно замечание, что любая форма недобровольной бедности проистекает из неуважения к трансцендентному достоинству человеческой личности. Когда человека не рассматривают в целостности его призвания и не соблюдают требования настоящей «экологии человека» [4], это способствует буйному росту бедности, как становится очевидным в некоторых сферах, которые я кратко рассмотрю.

Бедность и ее моральные последствия

3. Бедность часто рассматривают как результат демографического роста. Следствием этого являются международные кампании по снижению рождаемости, зачастую с использованием методов, не уважающих ни достоинства женщины, ни права супругов ответственно принять решение о числе детей [5], а зачастую, - что еще хуже, - не уважающих права на жизнь. Уничтожение миллионов нерожденных детей во имя борьбы с бедностью представляет собой на самом деле истребление беднейших человеческих существ. Тем не менее, невозможно отрицать факт, что в 1981 году почти 40% населения мира находились за чертой абсолютной бедности, а сегодня этот показатель снизился почти вдвое, и черту бедности преодолели целые страны и народы, несмотря на значительный прирост их населения. Очевидно, что имеются ресурсы, позволяющие решить проблему бедности даже при увеличении народонаселения. Также не следует забывать о том, что после окончания второй мировой войны население земли увеличилось на четыре миллиарда, прежде всего за счет стран, которые недавно появились на мировой арене как новые экономические державы и пережили стремительное развитие именно благодаря выросшему населению. Кроме того, лучшим потенциалом развития обладают те высокоразвитые страны, в которых выше рождаемость. Иначе говоря, население представляет собой ценность, а не фактор, способствующий бедности.

4. Еще один источник тревоги - пандемические болезни, такие, как малярия, туберкулез, СПИД. По мере того, как они поражают трудоспособное население, они влияют на общее ухудшение условий в стране. Попытки смягчить последствия этих болезней не всегда достигают существенных результатов. Кроме того, случается, что государства, пострадавшие от некоторых из этих пандемий, подвергаются шантажу со стороны тех, кто обуславливает экономическую помощь осуществлением политики, направленной против жизни. Особенно трудно бороться со СПИДом, серьезной причиной бедности, игнорируя нравственные проблемы, связанные с распространением вируса. Следует прежде всего организовать, особенно для молодежи, образовательные кампании, насаждающие сексуальную этику, полностью соответствующую достоинству человека; такие инициативы уже дали значительные результаты, снизив распространение СПИДа. Следует также предоставить бедным народам необходимые лекарства и медицинскую помощь; это предполагает решительное усилия по стимулированию исследований в области медицины и поиск новых методов ухода, а также, при необходимости, гибкое применение международного права, защищающего интеллектуальную собственность, чтобы обеспечить всем получение необходимой первой помощи.

5. Третья сфера, на которую обращают внимание программы борьбы с бедностью, демонстрирующая ее нравственное измерение - детская бедность. Когда бедность поражает семью, дети оказываются самыми уязвимыми жертвами: почти половину тех, кто живет в абсолютной бедности, сегодня составляют дети. Рассматривать бедность, встав на сторону детей, - это значит считать приоритетными те цели, которые касаются их самым непосредственным образом: забота о матерях, образование, доступность вакцинации, медицинской помощи и питьевой воды, охрана окружающей среды, прежде всего - защита семьи и стабильности отношений внутри нее. Когда семейные узы слабеют, от этого неизбежно страдают дети. Там, где достоинство женщины и матери не защищается должным образом, всегда в первую очередь страдают дети.

6. Четвертая сфера, с моральной точки зрения заслуживающая особого внимания, - связь между разоружением и развитием. Нынешний мировой уровень расходов на вооружения вызывает тревогу. Как я уже подчеркивал, случается, что «огромные материальные и человеческие ресурсы, использующиеся для военных расходов и вооружений, фактически изымаются из проектов развития народов, особенно самых бедных и нуждающихся в помощи. Это идет вразрез с Уставом ООН, который обязывает международное сообщество и отдельные государства "содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения" (ст. 26) » [6].

Такое положение вещей не способствует, а напротив, серьезно препятствует достижению великих целей развития международного сообщества. Кроме того, чрезмерное увеличение военных расходов несет с собой риск ускорения гонки вооружений, которая порождает экономическую отсталость и отчаяние, превращаясь, таким образом, парадоксально, в фактор нестабильности, напряженности и конфликтов. Как мудро заметил мой глубокочтимый Предшественник Павел VI, «развитие - это новое имя мира» [7]. Поэтому государства призваны со всей серьезностью размышлять о глубинных причинах конфликтов, зачастую вызванных несправедливостью, и устранять их с отважной самокритичностью. Если удастся достичь улучшения отношений, это поможет сократить расходы на вооружение. Сэкономленные средства можно будет направить на проекты развития самых бедных и нуждающихся людей и народов: усилия, приложенные в этом направлении, способствуют укреплению мира в человеческой семье.

7. Пятая сфера, связанная с искоренением бедности, касается нынешнего продовольственного кризиса, который срывает удовлетворение основных потребностей. Этот кризис характеризуется не столько нехваткой продовольствия, сколько трудностями доступа к нему и различными формами спекуляции, иначе говоря - отсутствием политических и экономических институтов, способных заниматься нуждой и чрезвычайными ситуациями. Недоедание может также нанести серьезный психический и физический вред населению, лишая многих людей сил, необходимых, чтобы без посторонней помощи выбраться из нищеты. Вследствие этого, народы не могут в одиночку преодолеть свою неразвитость. Пропасть неравенства углубляется, провоцируя реакции, могущие превратиться в насилие. В последние годы все показатели развития относительной бедности свидетельствуют о растущем разрыве между богатыми и бедными. Вне всякого сомнения, основные причины этого явления, - с одной стороны, технологические перемены, плоды которых доступны в основном людям с наибольшими доходами, с другой стороны - динамика цен на промышленные товары, которые растут гораздо быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, которыми располагают беднейшие страны. Таким образом, большинство населения беднейших стран страдает от двойной маргинализации из-за сочетания низких доходов и высоких цен.

Борьба с бедностью и глобальная солидарность

8. Одним из наиболее важных путей созидания мира является глобализация, нацеленная на интересы всей человеческой семьи [8]. Однако чтобы управлять глобализацией, требуется усиленная глобальная солидарность [9] между богатыми и бедными странами, а также внутри каждой страны, даже богатой. Необходим «общий этический кодекс» [10], не только основанный на консенсусе, но и укорененный в естественном законе, вписанном Творцом в совесть каждого человека (ср. Рим 2,14-15). Разве каждый из нас не ощущает в глубине совести призыв внести свой вклад в общее благо и общественный мир? Глобализация устраняет некоторые барьеры, но может также создавать новые; она сближает народы, но близость в пространстве и времени сама по себе не создает настоящего общения и подлинного мира. Глобализация может стать действенным средством против общемировой маргинализации бедных только при условии, что каждый человек почувствует себя лично уязвленным существующей в мире несправедливостью и связанными с нею нарушениями прав человека. Церковь, которая является «знамением и орудием глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого», [11] будет и далее прилагать усилия, чтобы несправедливость и непонимание были преодолены, и был построен более мирный и солидарный мир.

9. В области международной торговли и финансовых операций сегодня идут процессы, позволяющие позитивно интегрировать экономики, способствуя улучшению общих условий; но существуют также процессы противоположного направления, которые разделяют и маргинализируют народы, создавая опасные предпосылки для войн и конфликтов. После второй мировой войны международная торговля товарами и услугами выросла стремительными темпами, это явление не имеет с прецедентов в истории. Значительная доля мировой торговли принадлежала странам, давно пережившим индустриализацию, к ним присоединились многие развивающиеся страны, чье значение возрастает. Однако есть страны с низким уровнем доходов, остающиеся на обочине торговых путей. Негативное влияние на развитие этих стран оказало стремительное падение в последние десятилетия цен на сырье, составляющее почти 100 % их экспорта. В этих государствах, большинство из которых находится в Африке, зависимость от экспорта сырьевых материалов остается мощным фактором риска. Мне бы хотелось здесь повторить призыв, чтобы все страны имели равные возможности доступа к мировому рынку, без каких-либо исключений и маргинализации.

10. Подобные размышления можно построить и в связи с финансовой сферой, ставшей ключевым аспектом глобализации благодаря развитию электроники и политике либерализации движения денежных потоков между странами. Объективно самая важная функция финансовой системы, - функция долговременной поддержки инвестиций и, следовательно, развития - сегодня демонстрирует свою крайнюю хрупкость: она переживает негативные последствия системы финансовых сделок (на национальном и на мировом уровне), основанных на краткосрочной логике, которая нацелена на рост стоимости финансовых операций и сосредоточена на техническом управлении различными видами рисков. Нынешний кризис показал, насколько финансовая деятельность может быть полностью сконцентрирована на себе, игнорируя долгосрочные интересы общего блага. Сведение целей мировой финансовой системы к краткосрочным масштабам ограничивает способность финансовой системы играть роль моста между настоящим и будущим, помогая создавать новые рабочие места и новые производственные возможности на длительный срок. Финансовая система, сведенная к операциям на краткий и кратчайший сроки, становится опасной для всех, даже для тех, кому удается получить от нее прибыль в периоды финансовой эйфории [12].

11. Из всего этого следует, что борьба с бедностью нуждается в сотрудничестве как на экономическом, так и на правовом уровнях, что позволит мировому сообществу и особенно бедным странам выработать и осуществить координированные действия для решения названных проблем, обеспечивая тем самым эффективную правовую основу для экономики. Кроме того, необходимо поощрять создание эффективных долевых организаций в этой области, а также поддерживать борьбу с преступностью и способствовать развитию культуры законности. С другой стороны, нельзя отрицать, что в основе многих неудач в деле помощи бедным странам лежит политика, основанная на благотворительности. Инвестиции в образование и развитие особой культуры предпринимательства сегодня, кажется, - наиболее верный план действий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Хотя для развития предпринимательства нужна благоприятная обстановка, это не означает, что можно оставить без внимания проблемы доходов. Следует подчеркнуть, что увеличение дохода на душу населения не может быть абсолютной целью политико-экономической деятельности, тем не менее, не следует забывать, что оно представляет собой важный инструмент борьбы с голодом и нищетой. В этом отношении следует освободиться от иллюзии, что политика простого перераспределения имеющихся богатств может окончательно решить проблему. В современной экономике стоимость богатства определяется возможностью получать с него доход в настоящем и будущем. Создание богатства становится неизбежной обязанностью, и мы должны отдавать себе в этом отчет, если хотим эффективно бороться с бедностью в долгосрочной перспективе.

12. Приоритет бедных предполагает наличие достаточного пространства для этического подхода к экономике со стороны тех игроков на международном рынке, этического подхода к политике со стороны общественных властей и этического подхода к участию во внесении вклада в гражданское общество на местном и международном уровнях. Международные организации осознали сегодня ценность и выгоду экономических инициатив гражданского общества или местных администраций, направленных на освобождение и интеграцию тех слоев населения, которые зачастую находятся ниже черты крайней бедности, а в то же время к ним с трудом доходит официальная помощь. История экономического развития в XX веке показывает, что эффективность политики в области развития зависит от ответственности людей и от создания позитивного партнерства между рынками, гражданским обществом и государствами. Гражданское общество, в частности, играет ключевую роль в любом процессе развития, поскольку развитие - в основном культурное явление, а культура рождается и развивается в гражданской сфере [13].

13. Как утверждал мой глубокочтимый Предшественник Иоанн Павел II, особенностью глобализации «является ярко выраженная двойственность», [14] и поэтому ею следует управлять с мудростью и осмотрительностью. Эта мудрость подразумевает, что в первую очередь следует учитывать нужды бедных слоев населения земли, преодолевая скандальное несоответствие между проблемами бедности и мерами, предусмотренными для их решения. Это несоответствие проявляется как на культурном и политическом уровнях, так и в духовной и нравственной сфере. Зачастую останавливаются на поверхностных и инструментальных причинах бедности, не доходя до человеческого сердца, где коренятся жадность и узость мировоззрения. Проблемы развития, оказания помощи и международного сотрудничества часто рассматриваются без учета человеческого фактора, как технические вопросы, которые ограничиваются созданием структур, подписанием тарифных соглашений, обезличенным финансированием. Борьба с бедностью, напротив, нуждается в мужчинах и женщинах, глубоко проникнутых духом братства и способных сопровождать отдельных людей, семьи и общины по пути подлинного человеческого развития.

Заключение

14. В энциклике Centesimus annus Иоанн Павел II предостерегал - необходимо «отказаться от мышления, согласно которому бедные - и люди, и народы, - просто бремя, досадная помеха, потребители произведенного другими». «Бедным нужно, - писал он, - чтобы им дали право пользоваться вместе со всеми материальными благами и извлекать пользу из собственной способности к труду, создавая тем самым более справедливый и более благополучный мир для всех» [15]. В нынешнем глобализированном мире становится все более очевидным, что мирные отношения могут быть построены только в том случае, если каждому гарантируется возможность разумного роста: рано или поздно, всем придется платить за деформации несправедливых систем. Поэтому только безумец может строить золотой дворец посреди пустыни и разрушений. Глобализация сама по себе неспособна созидать мир, и во многих случаях она, напротив, создает разделения и конфликты. Она, скорее, сама нуждается в направлении к целям глубокой солидарности, преследующей благо всех и каждого. В этом смысле глобализацию следует рассматривать как хорошую возможность осуществить достичь важных результатов в борьбе с бедностью и предоставить в распоряжение справедливости и мира доселе невиданные ресурсы.

15. Главным предметов заботы социального учения Церкви всегда были бедные. Во времена энциклики Rerum novarum бедными были прежде всего рабочие нового индустриального общества; в социальном учительстве Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II выявлялись новые формы бедности, по мере того, как расширялся горизонт социального вопроса, обретая мировые масштабы [16]. Расширение социального вопроса до глобальных масштабов следует рассматривать не только как количественный рост, но и качественное углубление изучения человека и нужд большой человеческой семьи. Поэтому Церковь, внимательно следя за нынешними явлениями глобализации и за их влиянием на человеческую бедность, указывает на новые аспекты социального вопроса, не только в горизонтальном измерении, но и в глубину, в том, что касается идентичности человека и его отношения с Богом. Речь идет о принципах социального учения, призванных осветить точки пересечения бедности и глобализации и направить усилия на созидание мира. Среди этих принципов здесь следует особо упомянуть «преимущественную любовь к бедным» [17], в свете первенства любви, о которой свидетельствует вся христианская традиция, начиная с ранней Церкви (ср. Деян 4,32-36; 1 Кор 16,1; 2 Кор 8-9; Гал 2,10).

«Пусть каждый и без промедления делает то, что ему надлежит», - писал в 1891 году Лев XIII, и добавил: «Что касается Церкви, то она ни в коем случае и никогда не откажется от своего дела» [18]. Это убеждение сопровождает и сегодня заботу Церкви о бедных, в которых она видит Христа [19], слыша постоянно звучащие в сердце слова Князя Мира, обращенные к апостолам: « Vos date illis manducare - вы дайте им есть» (Лк 9, 13). Верная этому призыву своего Господа, христианская община не перестанет поддерживать всю человеческую семью человечества в усилиях творческой солидарности, не только отдавая от «излишков», но прежде всего побуждая изменить «стили жизни, модели производства-потребления и существующие структуры власти, правящие сегодня обществом» [20]. К каждому ученику Христа, равно как и каждому человеку доброй воли я обращаю в начале нового года горячий призыв раскрыть сердце к нуждам бедных людей и сделать все практически возможное для оказания им помощи. Ведь невозможно опровергнуть истинность аксиомы: «бороться с бедностью значит созидать мир».

Ватикан, 8 декабря 2008 года

BENEDICTUS PP. XVI

[1] Message for the 1993 World Day of Peace, 1.

[2] Paul VI, Encyclical Letter Populorum Progressio, 19.

[3] John Paul II, Encyclical Letter Sollicitudo Rei Socialis, 28.

[4] John Paul II, Encyclical Letter Centesimus Annus, 38.

[5] Cf. Paul VI, Encyclical Letter Populorum Progressio, 37; John Paul II, Encyclical LetterSollicitudo Rei Socialis, 25.

[6] Benedict XVI, Letter to Cardinal Renato Raffaele Martino on the occasion of the International Seminar organized by the Pontifical Council for Justice and Peace on the theme: "Disarmament, Development and Peace. Prospects for Integral Disarmament", 10 April 2008:L'Osservatore Romano, English edition, 30 April 2008, p. 2.

[7] Encyclical Letter Populorum Progressio, 87.

[8] Cf. John Paul II, Encyclical Letter Centesimus Annus, 58.

[9] Cf. John Paul II, Address to the Christian Associations of Italian Working People, 27 April 2002, 4: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XXV:1 (2002), p. 637.

[10] John Paul II, Address to the Plenary Assembly of the Pontifical Academy of Social Sciences, 27 April 2001, 4: L'Osservatore Romano, English Edition, 2 May 2001, p. 7.

[11] Second Vatican Ecumenical Council, Dogmatic Constitution Lumen Gentium, 1.

[12] Cf. Pontifical Council for Justice and Peace, Compendium of the Social Doctrine of the Church, 368.

[13] Cf. ibid., 356.

[14] Address to Leaders of Trade Unions and Workers' Associations, 2 May 2000, 3:Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XXIII, 1 (2000), p. 726.

[15] No. 28.

[16] Cf. Paul VI, Encyclical Letter Populorum Progressio, 3.

[17] John Paul II, Encyclical Letter Sollicitudo Rei Socialis, 42; cf. Encyclical LetterCentesimus Annus, 57.

[18] Encyclical Letter Rerum Novarum, 45.

[19] Cf. John Paul II, Encyclical Letter Centesimus Annus, 58.

[20] Ibid.