"Союз Бога с человеком" - Из Катехизиса католических епископов Франции, 2006

Санкт-Петербургский Католический Региональный Центр Катехизации.

[...]

Уважать чужое имущество и содействовать благу других

Мое, твое, наше

Собственность: минимум и максимум...

Людям жизненно необходим лишь минимум имущества. Это материальные блага (пища, одежда, жилье...) и духовные (образование, культура, свобода...). Человеку свойственно отстаивать свои права на то, в чем он нуждается и на то, что ему принадлежит, то есть на свою личную собственность.

Существуют блага, владеть которыми - значит использовать их: например, еда. В отношении других эти два аспекта могут не совпадать: например, жилье, которое человек только снимает. Но человеку свойственно стремиться не только к использованию, но и к владению определенной собственностью. Она дает ему свободу (ведь даже животные имеют свою территорию). Кроме того, она дает возможность инициативы и творчества. Частная собственность способствует лучшему использованию и управлению благами мира сего.

И все же, по традиционному учению Церкви, владение частной собственностью не может ущемлять права общества. Ведь земля - это Божий дар всем людям, а «собственник» - только «управляющий». Конечно, вполне законно, чтобы он пользовался ее плодами, но он не должен забывать, что «земля принадлежит всем».

Жизненный минимум действительно - дело святое, но для разных эпох, стран и культур он неодинаков. Теплая одежда совсем не нужна в тропиках, зато на севере без нее не выжить. Если речь не идет о жизненно необходимом минимуме, связь между собственником и его владениями перестает быть необходимостью. Мелкий крестьянин неразрывно связан со своим участком земли, но этого нельзя сказать о богатейшем землевладельце, за которым числятся тысячи гектаров собственной земли. Ввиду общего блага право собственности должно регулироваться. Закон может ограничивать его по определенным причинам и, наоборот, расширять ради необходимых благ, чтобы обеспечить лучшее использование земли для общей пользы. Одной из целей земельного налога является именно стремление обеспечить бόльшую справедливость и солидарность, поэтому уплата налогов по правилам, установленным законом государства, радеющего об общем благе, является не только социальной, но и нравственной обязанностью.

Наша повседневная практика должна открыться мировой (или всемирной) перспективе, и нам нельзя забывать о существовании множества голодных, нищих, бездомных, людей, не имеющих медицинской помощи и даже самого начального образования.

Нравственность видит гораздо дальше, чем гражданский закон. И солидарность - это путь мира и вместе с тем развития (см. SR 39).

Справедливость и право

Требуя уважения к своему имуществу, мы не можем отказать в подобном праве другому. Сила справедливости заключается в той внутренней динамике, которая побуждает уважать и развивать право и права других людей: «воздать каждому то, что ему причитается». Она необходима ради гармонии социальной жизни. Справедливость - более широкое понятие, чем правосудие. Например, всякое развитое государство обязано проявлять справедливость по отношению к голодающим как внутри страны, так и за ее пределами, во всем мире.

Для социального мира и согласия между людьми очень важно, чтобы гражданский закон ясно определил право каждого и чтобы это право обеспечивали общественные учреждения.

Гражданский закон не в состоянии регламентировать каждую деталь. В частных случаях составляются договоры, которые, однако, отчасти регламентированы законом. Договоры следует заключать по правде и чести и затем неуклонно соблюдать их условия. Человек может распоряжаться своим имуществом, как хочет, но не забывая при этом о социальной функции собственности и не выходя за пределы дозволенного законом (который, например, отдает преимущество близким и детям, что совершенно нормально).

Работа

Своим трудом человек, сотворенный по образу Божию, участвует в деянии Самого Творца. Поэтому христианин призван видеть свой труд как служение всему человечеству, а также как свою личную сопричастность воплощению Божия замысла о мире (см. LE 25). Это его право, но в то же время и обязанность. Всякий труд требует терпения, но если совершать его с верой и Духом Христовым, он может дать человеку возможность «каким-то образом стать сопричастным Сыну Божию в деле искупления человечества».

Труд позволяет человеку обеспечить себя необходимым и вместе с тем способствует его самореализации. Преобразуя мир, человек преобразует себя и развивает свои способности, особенно если имеет возможность проявить свою инициативу и творчество. Труд может преобразить человека, а может - привести к отчуждению и лишить человеческого облика.

Труд, становящийся все более и более коллективным, умножает связи между людьми. В этом тоже есть и хорошая, и плохая стороны. Он может развивать сотрудничество людей друг с другом, но может и порождать серьезные конфликты по поводу условий труда, безработицы, зарплаты, социоэкономической организации и иммиграции. Для справедливого разрешения конфликтов Учительство Церкви всегда настойчиво предлагало принцип превосходства труда над капиталом, а главное - принцип абсолютного уважения к человеку. Это уважение проявляется, если трудящиеся принимают участие в обсуждении вопросов, которые их непосредственно касаются, а также участвуют в организации своего труда.

Воровство

Несправедливо лишать кого-либо имущества и плодов труда - это тяжкий проступок, который явственно говорит о неуважении к ближнему. Человек, осознавший совершенную им несправедливость, не может претендовать на прощение, если не возместит то, что несправедливо забрал себе.

Тяжесть проступка зависит от ценности похищенного, а также от ущерба, нанесенного ближнему. Если украденное достигает суммы, эквивалентной ежедневному прожиточному минимуму потерпевшего, - это «тяжкий грех», потому что блага по природе обладают общественным характером.

В прежние времена бедность толкала людей на воровство, и крайняя нищета иногда полностью оправдывала его. Но в наши дни, как это ни парадоксально, изобилие стало едва ли не более частой причиной воровства. Желание иметь и потреблять часто провоцирует вездесущая реклама, побуждающая к потреблению независимо от достатка человека.

Ограбление или кража по отношению к государству, социальным службам, большим магазинам, предприятиям столь же достойна осуждения, как и прочие формы воровства, и тот факт, что здесь якобы не наносится вреда конкретным лицам, служит лишь ложным оправданием.

Наконец, самое крупное воровство совсем не обязательно заметно. Примеры многочисленны: это всякого рода мошенничество, обманные маневры, бесчестные финансовые операции, производство, основанное на низкооплачиваемом труде людей, лишенных социальной защиты, эксплуатация третьего мира без передачи технологий и т. д. Соблюдение норм закона не достаточно для того, чтобы действие было нравственно допустимым.

Слова из книги Исхода «Не кради» (Исх 20, 15) заставляют нас особенно подчеркнуть, насколько тяжки многочисленные посягательства на свободу и достоинство человека. Взятие заложников, торговля детьми, рабочей силой иммигрантов... - «все эти и подобные практики по существу отвратительны» (GS 27).

Справедливость направлена не только на соблюдение прав другого. Она требует во имя любви и милосердия, которые, как правило, ее вдохновляют, содействовать развитию ближнего, насколько это возможно.

Уважение к сотворенному миру

Уважение к имуществу другого предполагает и уважение к общему благу человечества, то есть к миру, в котором мы живем.

Христианин видит во всем сущем, особенно в живых существах, дар и выражение Божественного созидания. Даже используя все, что его окружает, он знает, что должен проявлять уважение к миру.

В наше время освоение земли связано с постоянными экологическими проблемами. «Дикое» использование мировых ресурсов часто оборачивается против человека. Оборотная сторона технических достижений ставит под угрозу целые экосистемы.

Достаточно вспомнить, например, Чернобыль или проблему ядерных отходов. Мы должны научиться сами регулировать свою власть над природой, научиться мудрости, способной умерить наш химический, ядерный и генетический потенциал.

«Главной нормой, которую должны соблюдать экономическое, индустриальное и научное развитие, является уважение к жизни и прежде всего - достоинству человека» (Иоанн Павел II, Послание ко Дню Мира 1 января 1990, п. 7).

Нам следует совместными силами искать пути и средства, позволяющие использовать блага земли с благоразумием и мудростью.

Организованная экономика

Социальное законодательство

Социальные законы, регламентирующие труд и защиту трудящихся, социальное страхование и прочее являются бесспорным достижением. Они стали плодом нелегких социальных завоеваний, и их нужно соблюдать и развивать. Очень часто созданию таких законов способствовали профсоюзные организации. Им принадлежит важная роль в деле защиты трудящихся, но их действия всегда должны быть направлены на общее благо и избегать всякого классового или группового эгоизма.

В ситуациях социальных и других конфликтов Церковь отдает предпочтение мирным переговорам. Забастовка - одно из основных прав трудящихся, но, чтобы быть законной, ей необходимо соблюдать нормы, касающиеся использования силы в конфликтных ситуациях.

Упрочение экономических связей между разными странами способствует постепенному совершенствованию социального законодательства.

От социальной сферы - к экономической

Проблемы производства и обмена благами сегодня приобретают общемировое значение. Сеть экономических отношений усиливает взаимную зависимость групп и отдельных людей. Теперь проблемы справедливости стоит рассматривать и как проблемы национальной и международной солидарности. Они касаются всех христиан. Каждый несет свою долю ответственности за поиск и воплощение более справедливых решений.

Безработица - это общечеловеческая драма. Человек, лишившийся работы, теряет чувство ответственности, социальное достоинство, иногда - здоровье. Социальная помощь в условиях безработицы сама по себе не может быть достаточной мерой. Безработица требует экономических мер по организации труда и распределению благ. Но и распределения благ абсолютно недостаточно. Развитие понятия справедливости требует создания и роста общей массы благ и доходов, находящихся в распоряжении всех людей. Ради остановки роста новых видов бедности, нужно создавать блага и делиться друг с другом.

Перемещение центра жизни из деревни в город сегодня несет с собой проблемы изменения структуры общества: промышленность больше не в состоянии принимать рабочую силу, все прибывающую из сельской местности. Социальное учение Церкви и тут пытается найти ответ, реагируя на постоянные изменения экономической ситуации в мире.

Коммунизм и капитализм

Возникает необходимость научиться справедливому распределению плодов труда и вместе с тем предоставить каждому максимальную свободу и ответственность в организации собственного труда. Солидарность и свобода - две ценности, которые нельзя разделять, если мы хотим достичь справедливости и истины в отношениях между людьми.

Некоторые возводят экономическую свободу в абсолютный принцип. Поддавшись либеральным настроениям, эти люди готовы предоставить власть почти механической игре так называемых экономических законов (см. GS 65 и 67). Они верят в исключительную роль рынка, способного, по их мнению, поддерживать равновесие между производством, потреблением и распределением благ. Но опыт показывает, что абсолютизация экономики как раз нарушает равновесие в пользу сильнейших. Поэтому ответственным политическим лицам следует вносить важные коррективы: «здесь необходим переход от экономической области к политической» (Павел VI, письмо кардиналу Руа, 46).

Другие же, более озабоченные справедливым распределением благ, делают упор на солидарность. Во имя нее они отдают предпочтение равенству в присвоении и использовании экономических благ. Но такие идеологии видят человека лишь с социальной точки зрения и с точки зрения его способности работать. В этом случае мы рискуем лишить людей свободы и подвергнуть притеснению человека, которого якобы хотели освободить. В такой ситуации всегда есть риск заглушить в людях чувство ответственности и творчество, что не раз подтверждалось опытом коммунистического коллективизма.

И все же социальная экономика, для которой важен человек, не может жертвовать ни солидарностью ради свободы, ни свободой ради солидарности. Эти два требования должны выполняться обязательно. Общественные власти и сами граждане должны трудиться ради создания и сохранения равновесия между этими двумя принципами.

Организация экономики во благо человека

Организация экономики столь запутана, что непозволительно упрощать проблемы этого рода. Экономика влияет на жизнь отдельных людей и коллективов. Очень важно, чтобы у специалистов, ответственных лиц (и, насколько возможно, у всех граждан) компетентность в области экономики сочеталась с подлинно человеческим подходом и пониманием общего блага. Финансовая деятельность, утратившая связь с реальной экономикой, серьезно угрожает равновесию мировых рынков. Возможные последствия экономической катастрофы говорят о том, что перед нами - важнейшая этическая проблема. Опыт свидетельствует, что длительное пренебрежение к человеческому фактору может повлечь за собой крушение самых, казалось бы, прочных экономических систем. Но вместе с тем нужно помнить, что пренебрежение к механизмам экономики ведет к потере экономического равновесия и социального мира.

«Социальное учение Церкви - это не "третий путь" между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом (...). Он относится не к сфере идеологии, а к области богословия, прежде всего, нравственного» (SR 41). Его главная цель - давать объяснение этих сложных реальностей человеческой жизни «в пределах одной страны и в международном масштабе». Социальное учение удостоверяет, насколько они «созвучны или отличны» от евангельского учения о человеке и «его призвании - земном и вместе с тем трансцендентном». Его плодом становится «стремление трудиться ради справедливости», в зависимости от роли, положения и возможностей каждого. Оно является ориентиром «христианского поведения» и направляет его. Социальное учение Церкви является частью ее миссии - возвещения Благой Вести. Об этом постоянно напоминают Римские Папы, начиная с Льва XIII (1891), особенно Иоанн Павел II. Что касается отдельных проблем социально-экономического характера, христианам следует обращаться к учению Церкви по этому поводу, особенно к документам II Ватиканского Собора: 3-я глава Конституции Gaudium et spes полностью посвящена экономической жизни. Кроме того, это учение постоянно дополняется социальными энцикликами и выступлениями епископов.

Третий и четвертый мир

Солидарность важна не только для отдельной страны или группы стран (например, Европы). Она особенно важна и насущно необходима в отношении стран третьего мира, чтобы не вспыхнул «гнев бедняков, последствия которого непредсказуемы» (PP 49). Притча о Лазаре и богаче приобрела общемировое звучание (см. RH 16).

Целью солидарности должно быть развитие «каждого человека и всего человека в целом» (PP 14). Она не может быть просто скорой помощью в самых неотложных случаях. Необходима глубокая реформа международных экономических путей развития.

Чтобы ответить на вызов, который бросают бедность и голод в мире, невозможно не затронуть всю международную политику развития, и, в частности, потребуется найти экономические и политические средства решения проблемы непосильного долга стран третьего мира.

«Слаборазвитые» существуют и у нас, в так называемом четвертом мире. Речь идет о мужчинах, женщинах и детях, которые в наших «конкурентоспособных» странах брошены на произвол судьбы, исключены обществом, отторгающим тех, кто не выдерживает конкуренции. Здесь тоже необходимо проявить солидарность. Нужно искать средства, которые бы выходили за рамки помощи и помогали бы этим людям вновь обрести свое место в социальной и культурной жизни и, конечно, в мире труда.

Справедливость необходима всем. Но христианам особенно нужно уметь воплощать это качество на практике. Они призваны любить Бога и ближнего и не могут жить в любви, минуя справедливость. Истинное милосердие побуждает соблюдать права других людей и всячески развивать их.

Христиане не единственные, кто озабочен справедливостью и солидарностью. Однако то, что достигнуто в национальных и международных учреждениях и организациях (правительственных и не только), во многом является плодом отношения и действий убежденных христиан.

Различные католические организации дают возможность многим людям принимать участие в этой борьбе за целостное развитие человека. Они знаменуют служение Церкви беднейшим людям. Солидарность - долг, который в состоянии выполнить каждый.

Развитие и прогресс

Экономическое развитие создало лучшие условия жизни для некоторых народов, но реальные преимущества научно-технического развития не в состоянии исцелить человеческую тревогу, порождаемую войнами, ядерной угрозой, сверхвооружением больших держав, торговлей оружием...

В сверхразвитых странах происходит чрезмерное накопление благ и всегда есть возможность заменить еще полезные и способные служить вещи новыми, более совершенными моделями. Цивилизация потребления толкает на бесконечные траты и порождает огромное количество отходов. Нравственная проблема существования большинства людей, которым приходится бороться за выживание, потому что они лишены самого насущного, не должна скрыть от нас нравственную опасность практического материализма, часто связанного со сверхпотреблением. Если мы хотим, чтобы развитие стало прогрессом для человека, нельзя ограничиваться сферой экономики. Подлинное развитие - это развитие и самореализация каждого человека, потому что призвание каждого - это призвание человеческое и Божественное одновременно (см. SR 27-30).

[...]