Иштван Харди. "Врач, сестра, больной"

Если мы будем стремиться удовлетворить практические требования жизни и сочетать свои наблюдения и опыт со сведениями, почерпнутыми из специальной литературы, то и придем к тому, что составляет предмет и цель психологии обращения с больными: мы сумеем увидеть судьбу больного в окружающей его лечебной среде.

Вначале больные борются со своим заболеванием в одиночку, позже они ожидают помощи от районного врача, от работников поликлиники или больницы. В процессе изменения ситуации на первый план выдвигаются жалобы больного, его заболевание и связь последнего с личностью больного. После установления заболевания врач и сестра лечат больного, ухаживают за ним. Формируется особая связь, отношения между врачом и больным, сестрой и больным вернее связь врач-сестра-больной. Повседневная лечебная деятельность тысячами нитей связана с психологическими, эмоциональными факторами. Как мы видим, одной из основ этой деятельности является умение понять больного. Все это способствует выработке метода обращения с больными, что, собственно говоря, включает в себя и наше поведение, и возможные наши реакции, и их проявления, одним словом, саму психологическую технику.

К сожалению, для врачей XX века, века замечательных завоеваний и развития техники, характерна склонность к автоматизму, механичности в работе, к собиранию анализов. Специальные отделения т. н. «интенсивного ухода», «интенсивной терапии» доказали, что никакими даже самыми современными завоеваниями техники, никаким самым сложным оборудованием и аппаратурой невозможно заместить личной работы врача, его непосредственных отношений с больными. Без этого больной останется предоставленным самому себе несмотря ни на что. И сестры часто думают, что точным исполнением возложенных на них конкретных обязанностей исчерпывается работа по уходу за больными. Сейчас мы уже знаем, что этого далеко недостаточно (подробнее об этом будет сказано позже). Признание того, какую важную роль играют в процессе выздоровления личностные особенности больного - и соответствующие занятия с ним, - возлагает определенные обязанности на всех членов лечащего коллектива, в том числе и на сестер. Работа сестер сейчас уже не может сводиться к исполнению механических манипуляций, следует освободить деятельность сестер, этих лучших помощниц врача, от доставшегося нам в наследие от прошлого обезличивающего «рабства» автоматизма. Как мы видели уже, повышение уровня их работы началось в области технического исполнения задач. А если будут широко распахнуты ворота перед деятельностью сестер, ведущих глубокую психологическую работу с больными, значительно повысится уровень всей их работы в целом.

Таким образом, можно сказать, что психология обращения с больными - это та общая дисциплина, распространяющаяся на деятельность врачей и сестер, суть которой составляют знания в области обращения с больными, и центром которой является умение найти ключ к личности больного человека, умение найти путь к созданию нужного контакта с ним.

Человеку угрожает множество различных заболеваний, они могут быть легкими и тяжелыми, кратковременными и более продолжительными. Проходящие заболевания у здоровых людей, как правило, протекают без каких-либо особых последствий. Если же речь идет о более тяжелом заболевании, которое приковывает больного к постели, то здесь уже не избежать отрыва человека от повседневной деятельности, привычного образа жизни, возможно, на длительное время; если же больной попадает в больницу, то ему приходится расстаться и с привычной средой. Согласно современному подходу болезнь может рассматриваться и как кризис. Индивидуум реагирует на необычную нагрузку, которую представляет для него заболевание, путем активирования той способности к приспособлению, которой он располагает. Если же защитные силы организма истощаются, нарушается равновесие, наблюдаются патологические проявления, патологические реакции личности) Значительной нагрузкой, особенно, если больной попадает в больницу, является отрыв от привычной среды. Мать оторвана от ребенка, дети от матери, от родителей. У матери просыпается опасение за детей, она озабочена тем, что они не получат должного ухода. Ребенок же отдаляется от матери, от родителей, постоянная связь с которыми обеспечивает ему безопасность. Людей, целиком отдающих себя работе, часто беспокоит и то, как будет идти без них работа на предприятии, в цеху.

Им очень не хватает деятельности, составляющей цель их жизни. Болезнь временно, а при смертельной опасности и окончательно угрожает всему этому («Когда я смогу вернуться к нормальной жизни?»).

Все это нарушает не только социальные связи больного, его отношения с внешней средой, но затрагивает и его душевное равновесие. Привычная среда, любовь и забота семьи, забота о детях, привычное место работы означают внутреннюю уверенность, создают покой и гармонию. При заболевании же спокойная семейная жизнь, радость добросовестно выполняемой работы - на время или окончательно - подвергаются опасности.

Эта опасность, угрожающая как привычным условиям существования человека, так и стабильности его внутреннего мира, вызывает мучительное беспокойство, страх, тревогу. Встает вопрос: «Что со мной будет?». Могут наблюдаться самые различные формы проявления подобных опасений и страхов.

Болезнь не может быть понята лишь на основе оценки поведения человека, его впечатлений и переживаний только в настоящее время. И в настоящем живут и продолжают оказывать воздействие прошлый опыт и впечатления. Большую роль играет прошлое больного, возможно, подобные же заболевания, операции, смертельные случаи в семье.

Тяжелые хронически больные - большая нагрузка как для врачей, так и для сестер. Незначительность результатов лечения, неизлечимость переносить тяжело. Такие больные причиняют множество проблем, забот и близким. Социально они оказываются изолированными, находятся в «роли больных». Именно для предотвращения окончательного оформления этой «роли» и служат поддержание психической активности больного, обеспечение его занятости, которые являются важнейшими задачами психологии работы с больным, его терапии.

Любая болезнь поражает всего человека в целом. Можно предполагать, что личность, психические факторы играют роль не только в выздоровлении, но и в ухудшении состояния больных, более того, даже в становлении хронического характера заболевания. Болезнь и связанное с нею поведение могут быть по-настоящему поняты лишь с учетом всей истории жизни человека, его прошлого и настоящего. Это положение может быть использовано и в повседневной лечебной деятельности, в результате чего врач будет лечить не только желудок, ухо или конечности больного, а терпящего, страдающего человека, который во всей сложности своей личности страдает от заболевания.

В нашу эпоху, эпоху такого высокого уровня развития фармакологии, возникла опасность чрезмерного упрощения, механического назначения лекарств. Схематическая зависимость между заболеваниями и лекарственными препаратами, которые следует назначать при этих заболеваниях, привела к возникновению уже упоминавшегося «Таблеттоцентризма», не учитывающего важнейшего фактора: отношений между врачом и больным. Известно, насколько эффективность воздействия лекарств зависит от этих отношений. То же самое лекарство, выписанное одним врачом, не оказывает воздействия, а выписанное другим, с которым у больного сложились хорошие отношения, оказывает эффективное воздействие.

С ростом средней продолжительности жизни людей проблема старости выдвинулась на передний план по всему миру. Повышению верхней границы жизни человека способствовало развитие здравоохранения, медицинской науки, улучшение условий жизни. Множество исследователей самых различных профессий занимается изучением условий жизни стариков, физическими и психическими процессами, характерными для преклонного возраста, патологическими явлениями, одним словом: ищут тайну долголетия.

Можно сделать очень много в отношении поддержания душевного и физического здоровья людей преклонного возраста. Прежде всего этой цели. служит создание спокойной, мирной, семейной обстановки. Наиболее подходящим местом для деятельности стариков, отвечающей их способностям и потребностям, является привычная среда их жизни. Их здоровье во многом зависит от поведения окружающих, от их отношения к старикам, от способности понять их, умения уважать и любить их. В культурных, стоящих на высоком моральном уровне семьях, да и у более простых, но благожелательных людей можно наблюдать глубокую привязанность к старикам, часто в таких семьях обращаются к врачу с просьбой помочь им продлить жизнь их близких, в лоне семьи. Однако не раз, к сожалению, приходится быть свидетелями совсем противоположного отношения. Используются все возможности для того, чтобы избавиться от и без того чувствующего себя неприкаянным старого человека, и если поместить его в дом престарелых не удается, преувеличивая симптомы психического расстройства, всеми путями пытаются доказать, что это душевнобольной, чтобы поместить его в закрытое отделение. Однако здесь приходится задуматься, поскольку помещать стариков в закрытые отделения предлагается только в тех случаях, если спутанность их сознания и беспокойство настолько сильны, что лечение их в ходе пребывания в обычной среде невозможно, и если своим поведением они угрожают окружающим и своей собственной жизни.

Интерес к больным, забота о них могут далеко выходить за рамки официальной деятельности, чем можно сделать для больных очень многое. Разнообразие пищи, любимые блюда, внимание к личным запросам отдельных больных, празднование именин и дней рождения, различных праздников и пр. и, наконец -- но не в последнюю очередь личная приветливость, имеют огромное значение.

Близкие, друзья и знакомые причиняют старикам, живущим в домах престарелых, много боли, нередко забывая о них, не проявляя к ним должного внимания. Если близкие систематически навещают стариков, заботятся о них, то тем самым во многом облегчают судьбу обреченных на одиночество людей. Если же этого нет, то необходимо сделать все возможное, чтобы восстановить нормальные отношения .

Очень важно, чтобы недостаток любви и заботы в необходимых случаях восполнялся в самом доме престарелых.

http://www.krotov.info/lib_sec/22_h/har/dy_02.htm