Круглый стол по религиозному образованию и диаконии

Сестра и больной: несколько общих правил

Дорогие сестры! Давайте поговорим о некоторых общих положениях проблемы ухода за больными. Прежде всего, прошу вас отнестись к своим обязанностям по уходу крайне серьезно, а во-вторых - творчески. Серьезно, поскольку здесь нет мелочей, от точности и правильности ваших действий зависит жизнь пациента, часто - успех лечения и соответственно прогноз на дальнейшую жизнь. Творчески - потому что успех лечения в значительной степени связан с формой и качеством ухода за больным. Помните, что в сестринском деле профессиональное искусство будет зависеть от вашей наблюдательности, сообразительности и горячего желания помочь больному.

Все ваши обязанности можно разделить на несколько больших групп. Условно - потому что в реальной жизни они тесно переплетены, наслаиваются друг на друга, неразделимы и повторяются в разных комбинациях.

Представим, с кем или с чем встречается в своей работе медицинская сестра. Она общается с больным человеком, его родственниками и друзьями; она общается со своими коллегами по работе: врачами и сестрами, работниками диагностических отделений и вспомогательных служб; она организует уход за больным и участвует в диагностических и лечебных мероприятиях; там, где это реально, - организует работу младшего медицинского персонала и добровольных помощников; участвует в выписке больного и дает рекомендации по организации быта с учетом особенности болезни; она консультирует и при необходимости помогает реально наладить связь с органами социального обеспечения, аптеками и поликлиникой; помогает больному освоить разного рода приспособления, если он в них нуждается.

Перечень можно продолжить. Однако главное - не формальное исполнение предписаний, а деятельное желание полноты бытия для больного человека. Евангельская заповедь о пожелании ближнему того, чего хотел бы для себя, научает нас все время задавать себе вопрос: что еще я могу сделать для этого человека, чтобы ему стало хорошо сейчас и в будущем?

Про некоторые из перечисленных обязанностей вы захотите сказать, что они не в вашей компетенции, дескать, пусть их выполняет кто-нибудь другой, например, социальные работники, психологи, санитарки или массажисты и парикмахеры и т.п. Но если сегодня вы не сделаете все возможное для больного человека, то это не сделает никто, и пациент может или умереть (как часто люди умирают от недостатка внимания, по небрежности, даже из-за какой-нибудь мелочи!), или стать несчастным человеком, обреченным на мучения.

Больной человек отличается от здорового прежде всего тем, что он не свободен и зависим от других людей. Болезнь в той или иной степени лишает человека свободы выбора, свободы его воли. Он не может делать то, что он хочет или когда хочет, или где хочет. Он не может, например, сам встать или, наоборот, лечь; не может сам умыться, сходить в туалет или съесть то, что он любит. Вы сами можете предусмотреть всякие ситуации, когда больной чего-нибудь сам не может. И научитесь быть догадливыми. Сестра должна быть очень наблюдательна и догадлива!

Запомним следующее положение:

Больной человек не свободен и зависит от вас.

Трудно нормализовать все моменты жизни человека в больнице и на основании диагноза предупреждать время и место, когда вы понадобитесь ему для восполнения его несвободы, поэтому вам надо как можно чаще спрашивать больных:

Может быть, вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. Напомню, что в обычных условиях человек может многое сделать сам, но, оказавшись на больничной койке, как ребенок, не способен делать простые вещи. И даже небольшие неудобства могут сильно досаждать больному человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана или жесткая складка на подушке, глаз, который очень чешется. Я уж не говорю о естественных физиологических желаниях.

Не забывайте, пожалуйста, что в ваши обязанности входит создание комфортных условий для больных. Я не имею в виду ковры и телевизоры и другие символы материального комфорта в духе времени. Вы должны позаботиться, чтобы больной чувствовал себя удобно, раскованно, в безопасности, чтобы не было унижено его чувство человеческого достоинства. Мы обязательно должны помнить о создании особых условий для интимных моментов жизни больного (я говорю о мочеиспускании и испражнении). Мы с вами забываем о том, что человеку свойственен стыд и желание в определенные моменты уединиться. Простая наша невнимательность может обернуться мучительной проблемой больного. Это касается и внешнего вида, и одежды (больной должен быть всегда одет или, по крайней мере, закрыт от посторонних взглядов), и многих других вещей.

Еще одна общая проблема - переживания, связанные с попаданием в больницу. Важно помнить, дорогие сестры, что для человека это очень трудный момент в жизни. Это почти всегда стресс. В больницу, как правило, попадают, заболев остро и тяжело. Переживания, связанные с таким заболеванием (что со мной, опасно ли я болен, не умру ли я, не стану ли я инвалидом, сделают ли мне больно, что будет с детьми, как сказать жене, чтобы не напугать ее и т.п.), наслаиваются на переживания резкой смены обстановки. В обычной своей жизни мы мало знаем о том, чем и как живет больница там, за матовыми стеклами и запретительными надписями. Все, чем она пахнет или позвякивает за стеклянными дверями, вызывает у нас тревогу, страх. Человек, попавший на больничную койку, часто не знает даже, в какое отделение он попал, не говоря уже о порядках в этом отделении, его устройстве, правилах и принципах работы и т.п. Поэтому запомним следующее очень важное положение:

Как можно больше общайтесь с больным, особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте его и ободряйте.

Делайте это даже тогда, когда вам кажется, что больной вас не слышит или не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: "Ничего, Иван Иванович, не волнуйтесь, мы вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы вас не оставим!"

Теперь поговорим о ваших повседневных обязанностях по отношению к больным. Прежде всего, надо четко представлять себе, для чего человек помещен в больницу и что его ожидает после выписки. Надо поставить себе "сверхзадачу": человек должен вернуться домой, ничего не потеряв из того, что он мог до болезни. Если это невозможно, то он должен вернуться с минимальными потерями. Дорогие сестры! Медицинская сестра не должна позволить больному снижать уровень его возможностей. Представление о телесной пассивности как обязательном элементе пребывания в больнице крайне вредно. Сверхзадача, которую мы перед собой ставим, предполагает всяческую активизацию больного. Не просто накормить, напоить, искупать, причесать, одеть и т.п., а постараться, чтобы это сделал сам больной, насколько может на сегодняшний день. Вы знаете, что одеть маленького ребенка легче, чем научить его одеваться, и многие нерадивые мамы, лукаво выдавая свою лень или нехватку времени за любовь к малышу, сами одевают его долгие годы - дескать, так быстрее и надежнее. Последствия такого воспитания очень печальны - ребенок вырастает беспомощным. Так вот и мы, очень часто в своей практической деятельности поступаем, как эти мамы, превращая больного в пассивный объект для своей любви и заботы. Результаты таковы, что многие больные, особенно пожилые люди, навсегда разучиваются делать простые веши. Выписавшись домой, они оказываются беспомощными перед обычными житейскими заботами. Поэтому важно организовать жизнь больного в палате так, чтобы максимально использовать его собственные возможности, все время понуждая к усилиям. Этот принцип можно сформулировать так:

Не делайте за больного то, что он может сделать сам или с вашей помощью.

Многие ваши обязанности связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Вы, прежде всего, призваны к общению. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть вам интересна. Любой человек нуждается во внимании к своей персоне. Больные, как и старики, и дети, - особенно. Для многих несчастных ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимите ее!

Вам следует научиться искусству мелких знаков внимания к больному. Когда вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невесту, что радует и печалит его, когда вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать - вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле, - фотографию старой Тулы, и вы поймете цену мелочей.

Профессиональное общение должно быть доброжелательным и приветливым; вам следует сформулировать свою мысль словами, понятными для вашего собеседника, кем бы он ни был: бездомным дедушкой или профессором хирургического отделения; вы должны убедиться, что собеседник вас правильно понял и предусмотреть возможность того, что он все забудет или перепутает. Помните, что почти все конфликты возникают тогда, когда собеседники не понимают друг друга. Очень важно понять, что от тебя хотят услышать. Итак, помните, что разъяснять - это ваша обязанность. Вы знаете, что словом можно лечить, но словом можно и убить. Всегда помните, что люди больше обращают внимание не на слова, а на скрытое за ними отношение к проблеме собеседника. И еще одно общее замечание: когда человек попадает в больницу, его родственники, озабоченные современным положением дел в здравоохранении, представляя все в самых мрачных красках, нередко раздражаются и гневаются на всех и вся. Пожалейте их, пожалуйста, и помогите им разобраться в том, что происходит и будет происходить с их близкими. Уделите им время - и вы избавите их от отрицательных эмоций.

А.В.Флинт,
директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия