Семья - жизненно важная клетка общества

Компендиум социального учения Церкви

Глава пятая

Семья - жизненно важная клетка общества

 

I. Семья - первое естественное общество

 

209 Важность и приоритетность семьи для личности и общества постоянно подчеркивается в Священном Писании: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт 2,18). Начиная с текстов, повествующих о сотворении человека (ср. Быт 1,26-28; 2,7-24), становится понятно, что - по замыслу Бога - пара представляет собой «первую форму общности личностей»[1]. Ева сотворена подобной Адаму как та, кто, в своей инаковости, его дополняет (ср. Быт 2,18), чтобы составить с ним одну плоть (ср. Быт 2,24; Мф 19,5-6)[2]. В то же время, оба получают задание размножаться, что делает их сотрудниками Творца: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 1,28). По замыслу Творца, семья - это «изначальное пространство "гуманизации" личности и общества» и «колыбель жизни и любви»[3].

 

210 В семье человек постигает любовь и верность Господа и осознаёт, что на них необходимо отвечать (ср. Исх 12,25-27; 13,8.14-15; Втор 6,20-25; 13,7-11; 1 Цар 3,13); дети получают первые и решающие уроки практической мудрости, с которой связаны добродетели (ср. Притч 1,8-9; 4,1-4; 6,20-21; Сир 3,1-16; 7,27-28). Поэтому Господь делает Себя гарантом супружеской любви и верности (ср. Мал 2,14-15).

Иисус родился и жил в конкретной семье, принимая на Себя все присущие ей характеристики[4], и сообщил институту брака высочайшее достоинство, сделав его таинством нового завета (ср. Мф 19,3-9). В этой перспективе пара обретает всё свое достоинство, а семья - надлежащую прочность.

 

211 Церковь, просвещенная библейской вестью, рассматривает семью как первое естественное общество, изначально обладающее собственными правами, и помещает ее в центр социальной жизни: навязать семье «подчиненную и второстепенную роль, лишить ее принадлежащего ей по праву положения в обществе - значит серьезно повредить подлинному росту всего социального тела»[5]. Ведь семья, рождающаяся из глубокой общности жизни и супружеской любви - общности, основанной на браке между мужчиной и женщиной[6], - изначально обладает особым социальным измерением как первоначальное пространство межличностных отношений, первая и жизненно важная клетка общества[7]; это божественное установление, которое закладывает основание для жизни личностей как прототип всякого социального строя.

 

а) Важность семьи для личности

 

212 Семья чрезвычайно важна для личности. В этой колыбели жизни и любви человек рождается и растет: когда рождается ребенок, общество получает в дар новую личность, которая «внутри себя ощущает призвание общаться с другими и дарить себя другим»[8]. Итак, в семье взаимная самоотдача мужчины и женщины, соединенных в браке, создает жизненную среду, в которой ребенок может «развивать свои способности, постепенно осознавать свое достоинство и готовиться ко встрече со своей единственной и неповторимой судьбой»[9].

В атмосфере естественной приязни, связывающей членов семейной общины, личность в своей целостности обретает признание и принимает на себя ответственность: «Первая и основополагающая структура "человеческой экологии" - это семья, в лоне которой человек получает первоначальные и определяющие понятия об истине и добре, узнаёт, что значит любить и быть любимым и, следовательно, что означает конкретно - быть личностью»[10]. Ведь обязанности членов семьи не ограничены условиями договора, но проистекают из самой ее сущности: семья основана на неотменимом брачном союзе и структурирована отношениями, проистекающими из рождения или усыновления детей.

 

б) Важность семьи для общества

 

213 Семья, естественная община, в которой реализуется человеческая социальность, вносит уникальный и незаменимый вклад в благо общества. Ведь семейная община рождается из общения личностей: «Понятие "общение" относится к личным отношениям между "я" и "ты". А понятие "община" выходит за рамки этой схемы и приближается к "обществу", к "мы". Поэтому семья, община личностей есть первое человеческое "общество"»[11].

Общество, построенное по типу семьи, - лучшая гарантия против уклонений в индивидуализм или коллективизм, потому что в таком обществе личность всегда находится в центре внимания как цель и никогда не используется как средство. Совершенно очевидно, что благо личностей и хорошее функционирование общества тесно связаны «с благополучным положением супружеской и семейной общности»[12]. Без семей, сильных своей общностью и верных своим обязательствам, народы ослабевают. В семье ребенку прививаются с первых лет жизни моральные ценности, передается духовное наследие религиозной общины и культурное наследие Нации. Семья - школа социальной ответственности и солидарности[13].

 

214 Следует утверждать приоритет семьи по отношению к обществу и Государству. Ведь семья, по крайней мере благодаря своей прокреативной функции, оказывается условием самого их существования. Другие ее функции, направленные на благо каждого из ее членов, превосходят по важности и ценности те функции, которые должны осуществлять общество и Государство[14]. Семья, субъект неотъемлемых прав, обретает легитимацию в человеческой природе, а не в признании со стороны Государства. Итак, не семья для общества и Государства, но общество и Государство для семьи.

Никакая социальная модель, нацеленная на служение благу человека, не может игнорировать центральное положение и социальную ответственность семьи. А общество и Государство, выстраивая отношения с семьей, обязаны придерживаться принципа субсидиарности. В силу этого принципа общественные власти не должны отнимать у семьи те задачи, с которыми она может хорошо справляться сама или в свободном объединении с другими семьями; с другой стороны, те же власти должны поддерживать семью, предоставляя ей всю помощь, в какой она нуждается для достойного исполнения всех своих обязанностей[15].

 

II. Брак - основа семьи

 

а) Ценность брака

 

215 Семья основывается на свободном намерении супругов соединиться в браке, на уважении к смыслам и ценностям, присущим этому институту, зависящему не от человека, но от Самого Бога: «Эти священные узы, налагаемые ради блага как супругов и детей, так и общества, не зависят от человеческого произвола. Ведь Сам Бог является Творцом брака, наделенного различными благами и целями»[16]. Итак, институт брака - «глубокая общность жизни и супружеской любви, которую Творец создал, наделив ее собственными законами»[17], - не исходит из человеческих условностей или юридических предписаний, но обязан своей стабильностью божественному установлению[18]. Этот институт возникает, также и по отношению к обществу, «через человеческое деяние, посредством которого супруги взаимно отдают друг другу самих себя и принимают друг друга»[19], и основывается на самой природе супружеской любви: эта любовь - всецелый и исключительный дар, идущий от личности к личности, - побуждает супругов принять на себя неотменимое обязательство, на что оба публично дают согласие[20]. Это обязательство предполагает, что отношения между членами семьи должны строиться и в духе справедливости, а значит, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу.

 

216 Никакая власть не может отменить естественное право на брак или изменить его черты и цель. Ведь брак наделен собственными характеристиками, изначальными и постоянными. Несмотря на многочисленные изменения, происходившие в течение веков в различных культурах, социальных структурах и духовных настроениях, всем культурам присуще определенное осознание достоинства брачного союза, хотя и не везде оно проявляется с одинаковой ясностью[21]. Следует уважать это достоинство с его особенными характеристиками, и защищать от всяческих попыток его исказить. Общество не может распоряжаться супружеским союзом, через заключение которого супруги обещают друг другу верность, помощь и принятие детей, но имеет право упорядочивать его гражданские следствия.

 

217 Характерные черты брака: целостность, в силу которой супруги даруют себя друг другу во всех личностных аспектах, физических и духовных; единство, делающее их одной плотью (ср. Быт 2,24); нерасторжимость и верность, проистекающие из взаимной и окончательной самоотдачи; плодовитость, навстречу которой она естественно открывается[22]. Мудрый замысел Божий о браке - приемлемый для человеческого разума, несмотря на трудности, вызванные ожесточением сердца (ср. Мф 19,8; Мк 10,5) - невозможно оценить, рассматривая исключительно отступающее от него фактическое поведение в конкретных ситуациях. Радикальное отрицание изначального замысла Божия представляет собой полигамия, потому что «она противоречит равному личностному достоинству мужчины и женщины, которые в супружестве даруют себя друг другу со всеохватывающей, а потому единственной и исключительной любовью»[23].

 

218 «Объективная» истина о браке заключается в том, что он предназначен для рождения и воспитания детей[24]. Ведь брачный союз позволяет в полноте пережить то искреннее дарение себя, плод которого, дети, сами, в свою очередь, оказываются даром для родителей, для всей семьи и для общества в целом[25]. Однако брак был учрежден не исключительно ради деторождения[26]: его нерасторжимый характер и его ценность как общности пребывают, даже если дети, горячо желаемые, не увенчивают своим появлением семейную жизнь. В этом случае супруги «могут проявить свое великодушие, усыновив брошенных детей либо оказывая серьезную помощь другим людям»[27].

 

б) Таинство брака

 

219 По установлению Христа, крещеные проживают изначальную человеческую реальность брака в сверхъестественной форме таинства, которое представляет собой знак и орудие Благодати. Историю спасения пронизывает тема супружеского завета, красноречивое выражение общения в любви между Богом и людьми и символический ключ к пониманию этапов великого завета между Богом и Его народом[28]. Средоточие откровения о замысле божественной любви - дар Бога человечеству, Его Сын Иисус Христос, «Жених, Который любит человечество и дарует ему Себя как Спаситель, соединяя его с Собой как Свое тело. Он открывает изначальную истину о браке, о том, как было "вначале" (ср. Быт 2,24; Мф 19,5), и, освобождая человека от жестокосердия, делает его способным полностью осуществить эту истину»[29]. Из супружеской любви Христа к Церкви - любви, являющей свою полноту в жертвоприношении на Кресте, - проистекает сакраментальный характер брака; Благодать этого таинства уподобляет любовь супругов Любви Христа к Церкви. Брак, поскольку это таинство, есть союз мужчины и женщины в любви[30].

 

220 Таинство брака принимает в себя человеческую реальность супружеской любви со всем, что под этим подразумевается, и «делает способными и обязывает христианских супругов и родителей вести жизнь, соответствующую призванию мирян, то есть, "ведя мирские дела и устрояя их по Богу, искать Царства Божия"»[31]. Христианская семья, глубоко связанная с Церковью посредством сакраментальных уз, превращающих ее в домашнюю или малую Церковь, призвана «быть для мира знаком единства и тем исполнять свою пророческую роль, свидетельствуя о Царстве и мире Христовом, к которым устремлено всё мироздание»[32].

Супружеская любовь, изливающаяся из самой любви Христовой, обретаемой через Таинство, делает супругов-христиан свидетелями нового социального порядка, вдохновленного Евангелием и пасхальной Тайной. Естественное измерение их любви постепенно очищается, укрепляется и возвышается сакраментальной благодатью. Таким образом, супруги-христиане не только помогают друг другу на пути освящения, но и становятся знаком и орудием любви Христовой в мире. Они призваны самой своей жизнью свидетельствовать о религиозном смысле брака и возвещать этот смысл, который современное общество всё с большим трудом признаёт, особенно когда принимает релятивистские взгляды на ту же естественную основу института брака.

 

III. Социальная субъективность семьи

 

а) Любовь и формирование общины личностей

 

221 Семья - это пространство общности, столь необходимой в обществе, всё более индивидуалистическом; в этом пространстве можно взращивать подлинную общину личностей[33] благодаря неугасающей динамике любви. Любовь - основное измерение человеческого опыта - проявляется в семье по преимуществу: «Любя, человек самореализуется через искреннее принесение себя в дар; любить - значит отдавать и принимать то, чего нельзя ни купить, ни продать, что можно только свободно дарить друг другу»[34].

Благодаря любви - а это самая существенная для определения брака и семьи реальность - каждый человек, мужчина и женщина, обретает признание, принятие, уважение к его достоинству. Из любви рождаются отношения, разворачиваемые в бескорыстии, которое, «уважая и поощряя во всех личностное достоинство как единственную ценность, становится сердечным принятием, встречей и диалогом, бескорыстной готовностью помочь, щедрым служением и глубокой солидарностью»[35]. Существование семей, живущих в таком духе, обнажает недостатки и противоречия общества, которое руководствуется преимущественно, если не исключительно, критериями эффективности и функциональности. А семья, которая живет, каждый день сплетая сеть межличностных отношений, внутренних и внешних, выступает как «первая и незаменимая школа социальности, пример и стимул для более широких общественных отношений в духе уважения, справедливости, диалога и любви»[36].

 

222 Любовь выражается также в заботливом внимании к пожилым людям, живущим в семье; их присутствие может быть очень ценным. Они - пример связи между поколениями, ресурс благополучия для семьи и всего общества: «Они могут не только свидетельствовать о том, что в жизни есть аспекты - такие, как человеческие и культурные, моральные и социальные ценности, - которых не описать в экономических терминах и в терминах функциональности; пожилые люди могут успешно трудиться и брать на себя ответственность. Наконец, речь идет не только о том, чтобы сделать что-то для них: следует принимать их как ответственных соработников - создавая для этого условия, - как участников в совместных проектах - на этапах планирования, диалога, осуществления»[37]. Как сказано в Священном Писании, «они и в старости плодовиты» (Пс 92[91],15). Общение с пожилыми людьми - важная школа жизни: они способны передавать ценности и традиции и поощрять рост молодых, которые таким образом научаются стремиться не только к собственному благу, но и к благу других. Если пожилые люди страдают или оказываются в зависимом положении, они нуждаются не только в медицинской помощи и надлежащем уходе, но и, прежде всего, в любовном обращении.

 

223 Человек сотворен для любви и без любви не может жить. Когда любовь проявляется как всецелый дар двух личностей, дополняющих друг друга, ее нельзя свести к эмоциям, чувствам и, тем более, только к ее сексуальному выражению. Общество, всё настойчивее стремящееся сделать переживание любви и сексуальности относительным и банальным, превозносит эфемерные аспекты жизни и замалчивает основополагающие ценности. Настоятельной как никогда становится необходимость возвещать и свидетельствовать, что истинная супружеская любовь и сексуальность существует там, где личности приносят себя в дар, целиком и полностью, в единстве и верности[38]. Эта истина, источник радости, надежды и жизни, остается непроницаемой и недостижимой, пока люди скованы рамками релятивизма и скептицизма.

 

224 Перед лицом теорий, которые рассматривают идентичность пола только как культурный и социальный продукт, производную от взаимодействия между сообществом и индивидуумом, абстрагируясь от личной сексуальной идентичности и совершенно не учитывая истинного значения сексуальности, Церковь не устанет провозглашать собственное учение: «Каждый человек, мужчина и женщина, призван сам признать и принять свою сексуальную идентичность. Физическое, нравственное и духовное различие и взаимодополняемость служат благу брака и развитию семейной жизни. Гармония супружеского союза и общества частично зависит от того, как представители обоих полов воспринимают свою взаимодополняемость, взаимные потребности и поддержку»[39]. Именно в этой перспективе представляется необходимым сообразовать позитивное право с естественным законом, согласно которому сексуальной идентичностью нельзя распоряжаться произвольно, потому что она есть объективное условие для формирования супружеской пары в браке.

 

225 Природа супружеской любви требует стабильности, предоставляемой брачными отношениями, и их нерасторжимости. Отсутствие этих условий наносит ущерб отношениям исключительной и целостной любви, присущим брачному союзу, причиняет сильные страдания детям, повреждает и ткань социальных отношений.

Стабильность и нерасторжимость брачного союза не должны опираться исключительно на добрые намерения и обязательность отдельных людей, которых это непосредственно касается: скорее, всё общество несет ответственность за то, чтобы оберегать и укреплять семью как фундаментальный естественный институт, с учетом жизненно важных для нее, неотъемлемых ее аспектов. Необходимость придать браку институциональный характер посредством публичного, социально и юридически признанного акта вытекает из базовых требований социальной природы.

Введение развода в гражданское законодательство укрепило релятивистский взгляд на супружеские узы и породило «настоящую социальную язву»[40] в широких масштабах. Пары, которые хранят и развивают блага стабильности и нерасторжимости, выполняют, «смиренно и дерзновенно, доверенную им задачу: в мире они - "знак", маленький, но драгоценный, иногда подверженный искушениям, но всегда возрождающийся - знак той неустанной верности, с какою Бог и Иисус Христос любят всех людей и каждого человека»[41].

 

226 Церковь не покидает тех, кто вступил в повторный брак после развода. Церковь молится за них, ободряет их в трудностях духовного порядка, с которыми они сталкиваются, поддерживает их в вере и надежде. Со своей стороны, эти люди, поскольку они крещены, могут и даже должны участвовать в церковной жизни: Церковь увещевает их слушать Слово Божие, посещать жертвоприношение Мессы, неотступно молиться, преумножать дела милосердия и инициативы общины по укреплению справедливости и мира, воспитывать детей в вере, развивать дух и творить дела покаяния, чтобы таким образом, изо дня в день, вымаливать благодать Божию.

Примирение в таинстве покаяния - которое открывает путь к евхаристическому таинству - может быть предоставлено только тем, кто раскаялся и искренне расположен вести жизнь, более не вступающую в противоречие с нерасторжимостью брака[42].

Действуя таким образом, Церковь исповедует свою верность Христу и Его истине и в то же время по-матерински обращается с этими своими детьми, особенно с теми, кого, не по их вине, оставил законный супруг. Она твердо верит, что отступившие от Господней заповеди и в таком положении живущие до сих пор тоже смогут получить от Бога благодать обращения и спасения, если будут упорствовать в молитве, покаянии и милосердии[43].

 

227 Фактические союзы, число которых весьма возросло, основываются на ложном представлении об имеющейся у индивидуума свободе выбора[44] и на сугубо собственнической концепции брака и семьи. Брак - не просто договор о совместном проживании, но связь, имеющая социальное измерение, уникальное по отношению ко всем другим, поскольку семья, обеспечивая заботу о детях и их воспитание, оказывается первым по значимости механизмом, способствующим целостному росту каждой личности и ее активному включению в общественную жизнь.

Законодательное уравнивание семьи и «фактических союзов» привело бы к дискредитации семейной модели, которую невозможно реализовать в рамках временных отношений[45], а только в постоянном союзе, возникающем из брака, то есть из договора между мужчиной и женщиной, основанного на взаимном и свободном выборе, подразумевающем полную супружескую общность, ориентированную на деторождение.

 

228 Особая проблема, связанная с фактическими союзами, - требование юридического признания для гомосексуальных союзов; эта проблема всё чаще становится предметом общественных дискуссий. Только антропология, соответствующая полной истине о человеке, может предоставить правильное решение проблемы, имеющей множество аспектов как в социальном, так и в церковном плане[46]. В свете такой антропологии открывается, «насколько несообразно требование придать статус брака союзу между людьми одного пола. Этому противится, прежде всего, объективная невозможность для такого союза стать плодотворным, передавая жизнь, согласно замыслу, вписанному Богом в саму структуру человека. Кроме того, препятствием оказывается отсутствие предпосылок для той межличностной дополняемости, которой Творец пожелал наделить мужчину и женщину, как на физико-биологическом, так и на преимущественно психологическом уровне. Только в союзе между двумя людьми разного пола отдельный человек может достичь совершенства, при сочетании единства и взаимной психо-физической дополняемости»[47].

Достоинство человека с гомосексуальной ориентацией следует в полной мере уважать[48]; такого человека нужно поощрять следовать замыслу Божию с особым обязательством жить в целомудрии[49]. Оказывать должное уважение - не значит узаконивать поведение, не соответствующее нравственному закону, и, тем более, признавать право на брак между людьми одного пола, с последующим уравниванием такого союза с семьей[50]: «Если с юридической точки зрения брак между двумя людьми разного пола будет считаться только одним из возможных вариантов, концепция брака подвергнется радикальному изменению, что нанесет серьезный ущерб общему благу. Объявляя гомосексуальный союз юридически аналогичным браку и семье, Государство творит произвол, действует наперекор собственным обязанностям»[51].

 

229 Прочность семейного ядра - главное, чем определяется качество совместной жизни людей в обществе, поэтому гражданское сообщество не может равнодушно наблюдать за разрушительными тенденциями, подрывающими сами его основы. Если законодательство может иногда терпеть морально недопустимое поведение[52], никогда не должно ослабевать сознание того, что моногамный нерасторжимый брак - это единственная аутентичная форма семьи. Поэтому необходимо, чтобы гражданские власти «противостояли этим тенденциям, разлагающим общество и наносящим урон достоинству, безопасности и благополучию отдельных граждан, и сделали всё, чтобы общественное мнение учитывало всю важность института брака и семьи»[53].

Христианская община и все, кому дорого благо общества, обязаны вновь и вновь утверждать, что «семья представляет собой нечто большее, чем только юридическую, социальную и экономическую единицу; это община любви и солидарности, уникальным образом приспособленная для того, чтобы преподавать и передавать культурные, этические, социальные, духовные и религиозные ценности, необходимые для развития и благополучия ее членов и общества»[54].

 

б) Семья - святилище жизни

 

230 Супружеская любовь по своей природе открыта для принятия жизни[55]. Задача деторождения превосходным образом раскрывает достоинство человека, призванного стать истолкователем доброты и плодовитости, которые исходят от Бога: «Человеческое отцовство и материнство, хотя и биологически подобное отцовству и материнству других созданий в природе, наделено существенным и исключительным "подобием" Божиим. На этом подобии основывается семья, понимаемая как община человеческой жизни, община личностей, соединенных в любви (communio personarum)»[56].

Деторождение выражает социальную субъективность семьи и запускает динамику любви и солидарности между поколениями, на которой базируется общество. Следует заново открыть социальную ценность той частицы общего блага, которую заключает в себе каждый новый человек: каждый ребенок «представляет собой дар братьям, сестрам, родителям, всей семье. Его жизнь становится даром для самих дарителей жизни, которые обязательно ощутят присутствие ребенка, его участие в их жизни, его вклад в их общее благо и в общее благо семейной общины»[57].

 

231 Семья, основанная на браке, - это подлинное святилище жизни, «место, где жизнь, дар Божий, можно должным образом принять и защитить от множества нападений, каким она подвергается, и где она может развиваться согласно требованиям подлинного человеческого роста»[58]. Семья незаменима и играет определяющую роль в созидании и развитии культуры жизни[59], в противовес распространению «разрушительной "анти-цивилизации", что сегодня подтверждают многочисленные тенденции и фактические ситуации»[60].

Христианские семьи в таинстве брака получили особую миссию быть свидетелями и провозвестниками Евангелия жизни. Это обязательство в обществе обретает ценность подлинного и мужественного пророческого служения. Именно по этой причине «служение Евангелию жизни требует, чтобы семьи, главным образом через участие в работе соответствующих ассоциаций, старались так влиять на законодательство и институты Государства, чтобы те никоим образом не нарушали права на жизнь от зачатия до естественной смерти, но защищали его и утверждали»[61].

 

232 Семья вносит выдающийся вклад в социальное благо через ответственное отцовство и материнство - это характерные формы особого участия супругов в творческом действии Бога[62]. Серьезность такой ответственности не может служить оправданием для эгоистической закрытости, но должна руководить выбором супругов, склоняя их к щедрому принятию жизни: «С учетом физических, экономических, психологических и социальных условий, ответственное родительство осуществляется как через взвешенное и щедрое намерение увеличить семью, так и через решение, принятое исходя из веских оснований и при соблюдении нравственного закона, воздержаться от нового рождения временно или даже в течение неопределенного срока»[63]. Мотивы, которые должны руководить супругами в ответственной реализации отцовства и материнства, коренятся в полном признании собственных обязанностей по отношению к Богу, самим себе, семье и обществу, согласно правильной иерархии ценностей.

 

233 Что касается «средств» для осуществления ответственного деторождения, следует, прежде всего, отвергнуть как морально незаконные стерилизацию и аборт[64]. В частности, последний представляет собой чудовищное преступление и особо серьезное нарушение морального порядка[65]. Отнюдь нет права на аборт; скорее, речь идет о печальном феномене, который сильно способствует распространению менталитета, ориентированного против жизни, и представляет собой серьезную угрозу для справедливого и демократичного сосуществования людей в обществе[66].

Также не следует прибегать к различным противозачаточным средствам[67]; такая позиция основывается на правильном и целостном восприятии личности и человеческой сексуальности[68] и имеет вес морального призыва в защиту подлинного развития народов[69]. И те же причины антропологического порядка оправдывают как допустимое периодическое воздержание в периоды овуляции[70]. Отказаться от контрацепции и обратиться к естественным методам регулирования рождаемости означает сделать выбор: основывать межличностные отношения между супругами на взаимном уважении и полном принятии, что положительно отзывается и на реализации более человечного социального порядка.

 

234 Решение об интервале между рождениями и о количестве детей в семье надлежит принимать только супругам. Это их неотъемлемое право, которое они осуществляют перед Богом, учитывая обязанности по отношению к самим себе, к уже рожденным детям, к семье и к обществу[71]. Гражданские власти, вмешиваясь в сферу компетентности супругов, ради распространения необходимой информации и принятия надлежащих мер в демографической области, должны соблюдать уважение к личностям и к свободе супружеских пар: такое вмешательство ни в коем случае не может подменять собой решения супругов[72]; различные организации, работающие в этом секторе, и подавно не должны делать выбор вместо них.

Следует подвергнуть моральному осуждению как покушения на достоинство личности и семьи все программы экономической помощи, ориентированные на финансирование кампаний по стерилизации и распространению противозачаточных средств или подчиненные принятию таких кампаний. Разрешения вопросов, связанных с демографическим ростом, следует достигать при уважении как к сексуальной, так и к социальной морали, способствуя укреплению справедливости и подлинной солидарности, чтобы повсюду защищать достоинство жизни, начиная с экономических, социальных и культурных условий.

 

235 Желание материнства и отцовства не означает, что кто-либо имеет «право на ребенка», тогда как, напротив, очевидно, что обладает правами ребенок, которому предстоит родиться: ему должны быть гарантированы оптимальные условия для жизни в стабильной семье, основанной на браке и на взаимодополняемости двух людей, отца и матери[73]. Быстрое развитие исследовательской деятельности и применение ее достижений в сфере воспроизводства ставит перед людьми новые и деликатные вопросы, имеющие отношение к обществу и к нормам, регулирующим сосуществование людей.

Следует подтвердить, что морально недопустимы все репродуктивные техники - такие, как донорство спермы или яйцеклетки, суррогатное материнство, гетерологическое искусственное оплодотворение, - предусматривающие использование утробы другой женщины или гамет, принадлежащих посторонним лицам, что наносит ущерб праву ребенка родиться от одного отца и одной матери, которые являются таковыми как с биологической, так и с юридической точки зрения. Недопустимы методы, отделяющие акт единения супругов от зачатия, совершаемого посредством лабораторных техник, - такие, как гомологическое искусственное осеменение и оплодотворение, - так что ребенок появляется на свет скорее как результат технического акта, чем как естественный плод человеческого действия, в котором супруги целиком и полностью отдают себя друг другу[74]. Не прибегать к различным формам так называемой помощи деторождению, заменяющим супружеский акт, - значит уважать, как в родителях, так и в детях, которых родители намерены произвести на свет, целостное достоинство человеческой личности[75]. Напротив, допустимы средства, способствующие совершению супружеского акта или достижению его результатов[76].

 

236 Особенное социальное и культурное значение имеет, из-за многочисленных и серьезных моральных следствий, тема клонирования человека. Сам по себе этот термин, в общем смысле, означает воспроизведение биологического существа, генетически идентичного организму, от которого оно происходит. В научной мысли и в экспериментальной практике эта тема обрела различные смыслы, предполагающие, в свою очередь, различные, с технической точки зрения, процедуры, а также разные цели. Речь может идти о простом тиражировании клеток или фрагментов ДНК в лабораторных условиях. Но сегодня под клонированием понимают преимущественно воспроизведение, при помощи процедур, отличных от естественного оплодотворения, индивидуумов на эмбриональной стадии, генетически идентичных индивидууму, от которого они происходят. Такой тип клонирования может быть нацелен на воспроизводство человеческих эмбрионов или иметь так называемую терапевтическую цель: предполагается использование эмбрионов для научных исследований или, конкретнее, для производства стволовых клеток.

С этической точки зрения, простое тиражирование нормальных клеток или фрагментов ДНК не чревато никакими особенными проблемами. Совершенно иное суждение выносит Учительство о собственно клонировании. Клонирование противоположно достоинству деторождения, потому что это бесполое, асексуальное воспроизводство, полностью исключающее акт личной любви между супругами[77]. Во-вторых, этот тип воспроизводства подразумевает тотальное господство над воспроизведенным индивидуумом со стороны того, кто его воспроизводит[78]. Тот факт, что клонирование предполагается осуществлять для воспроизводства эмбрионов, из которых можно будет извлекать клетки для использования в лечебных целях, не ослабляет моральную остроту проблемы, в частности, потому, что, ради извлечения клеток, эмбриона надо сначала произвести, а потом убить[79].

 

237 Родители как служители жизни никогда не должны забывать, что духовному измерению деторождения следует уделять больше внимания, чем какому-либо другому аспекту: «Отцовство и материнство представляют собой задачу не просто физической, но духовной природы; ведь через отцовство и материнство проходит генеалогия человека, которая имеет свое вечное начало в Боге и к Нему должна вести»[80]. Принимая человеческую жизнь в единстве ее аспектов, физических и духовных, семьи способствуют «общению поколений» и вносят таким образом существенный и незаменимый вклад в развитие общества. Поэтому «семья имеет право на получение помощи от общества, поскольку речь идет о ее задачах, касающихся рождения и воспитания детей. Женатые пары, имеющие многочисленных домочадцев, имеют право на адекватную помощь и не должны подвергаться дискриминации»[81].

 

в) Воспитательная задача

 

238 Осуществляя воспитательную работу, семья приводит человека в полноту его достоинства во всех аспектах, включая социальный. Ведь семья - это «община любви и солидарности, уникальным образом приспособленная для того, чтобы преподавать и передавать культурные, этические, социальные, духовные и религиозные ценности, существенные для развития и благополучия ее членов и общества»[82]. Исполняя свою воспитательную миссию, семья вносит вклад в общее благо и представляет собой первую школу социальных добродетелей, в которой нуждается любое общество[83]. В семье человеку помогают расти в свободе и ответственности - это необходимые предпосылки для принятия на себя какой бы то ни было задачи в обществе. Кроме того, некоторые фундаментальные ценности, необходимые гражданам, чтобы быть свободными, честными и ответственными, передаются через воспитание, чтобы каждый их воспринял и усвоил[84].

 

239 Семья играет в воспитании детей совершенно исключительную и незаменимую роль[85]. Любовь родителей, которая ставит себя на службу детям, чтобы помочь им воспринять («e-ducere») от родителей лучшее, что в них есть, обретает свое полное осуществление именно в воспитательной задаче: «родительская любовь - источник - становится душой, а потому - нормой, которая вдохновляет и направляет всю конкретную воспитательную деятельность, обогащая ее такими ценностями, как нежность, постоянство, доброта, служение, бескорыстие и жертвенный дух - это самые драгоценные плоды любви»[86].

Право-обязанность родителей воспитывать потомство квалифицируется «как важнейшее, поскольку оно связано с передачей человеческой жизни; как изначальное и первенствующее, по сравнению с воспитательной задачей других людей, в силу исключительности отношений любви, соединяющей родителей и детей; как незаменимое и неотъемлемое, которое поэтому не может быть полностью ни передано другим, ни также ими присвоено»[87]. Родители имеют право и обязанность дать своим детям религиозное воспитание и нравственную формацию[88]; это право, которое не может быть отменено Государством, но должно соблюдаться и получать поддержку; это первостепенная обязанность, которой семья не должна пренебрегать и которую не может делегировать кому-то другому.

 

240 Родители - первые, но не единственные воспитатели детей. Итак, им надлежит ответственно осуществлять воспитательную работу в тесном и бдительном сотрудничестве с гражданскими и церковными организациями: «уже само общинное измерение человека - гражданское и церковное, - требует более широкой и определенной деятельности и к ней ведет; она должна стать плодом упорядоченного сотрудничества разнообразных воспитательных сил. Все эти силы необходимы, даже если каждая может и должна действовать в рамках собственных полномочий, привнося присущий ей вклад»[89]. Родители имеют право выбирать инструменты воспитания, отвечающие их убеждениям, и изыскивать средства, которые помогут им справляться с воспитательной задачей, также и в духовной и религиозной сфере. Гражданские власти обязаны гарантировать это право и обеспечить конкретные условия, позволяющие его осуществлять[90]. В этом контексте актуальна, прежде всего, тема сотрудничества между семьей и образовательными учреждениями.

 

241 Родители имеют право основывать и поддерживать учебные заведения. Гражданские власти должны выделять субсидии «таким образом, чтобы родители были действительно свободны осуществлять это право, не неся неоправданных расходов. Нельзя принуждать родителей к дополнительным выплатам, прямым или косвенным, которые воспрепятствуют осуществлению этой свободы или ограничат ее недолжным образом»[91]. Следует считать несправедливостью отказ предоставить государственную экономическую поддержку негосударственным школам, которые в ней нуждаются и оказывают услугу гражданскому обществу: «Претендуя на монополию в образовательной сфере, Государство превышает свои права и попирает справедливость... Государство не может, не совершая несправедливости, ограничиться терпимым отношением к так называемым частным школам. Они оказывают услугу обществу и, следовательно, имеют право на экономическую помощь»[92].

 

242 Семья ответственна за предоставление ребенку целостного воспитания. Ведь всякое подлинное воспитание должно стремиться «к формированию человеческой личности, учитывая ее высшую цель и вместе с тем благо того общества, членом которого является человек и в котором он, став взрослым, будет исполнять определенные обязанности»[93]. Целостность бывает обеспечена тогда, когда детей приучают - свидетельством жизни и словом - к диалогу, ко встрече с другими, к общественной жизни, к соблюдению законности, к солидарности и миру, взращивая в детях фундаментальные добродетели справедливости и любви[94].

В воспитании детей материнская и отцовская роли равно необходимы[95]. Поэтому родители должны действовать сообща. Им следует применять власть с уважением и осторожностью, но, в то же время, твердо и энергично; власть должна быть достойной доверия, последовательной, мудрой и всегда ориентированной на целостное благо детей.

 

243 Кроме того, родители несут особую ответственность за сексуальное воспитание. Чрезвычайно важно для гармоничного роста, чтобы дети в упорядоченной форме и постепенно постигали значение сексуальности и научались уважать человеческие и нравственные ценности, сопряженные с нею: «Поскольку сексуальное измерение личности тесно связано с ее этическими ценностями, воспитание должно вести детей к усвоению нравственных норм и признанию их необходимой и ценной гарантией ответственного личностного возрастания в сфере человеческой сексуальности»[96]. Родители обязаны контролировать методы, какими сексуальное воспитание осуществляется в учебных заведениях, чтобы удостовериться в том, что такая важная и деликатная тема преподается надлежащим образом.

 

г) Достоинство и права детей

 

244 Социальное учение Церкви постоянно указывает на необходимость уважать достоинство детей: «В семье, общине личностей, следует уделять пристальное внимание ребенку, глубоко уважая его личностное достоинство, соблюдая и отстаивая с великодушием его права. Это относится к каждому ребенку, но чем он младше и чем больше нуждается в помощи - если он болен, страдает или если это ребенок с ограниченными возможностями, - тем большей заботой его нужно окружить»[97].

Права детей должны быть защищены юридической системой. Необходимо, прежде всего, чтобы социальная ценность детства была публично признана во всех Странах: «Никакая страна мира, никакая политическая система не может представить себе собственное будущее иначе, чем в образе этих новых поколений, которые от родителей воспримут многообразное наследие ценностей, обязанностей и стремлений нации, к которой принадлежат, и всей человеческой семьи»[98]. Первое право ребенка - право «родиться в настоящей семье»[99]. Соблюдение этого права всегда было проблематичным; так и сегодня, вследствие развития генных технологий, появляются новые формы, в которых это право попирается.

 

245 Положение огромного количества детей в мире далеко не удовлетворительно, из-за отсутствия условий, благоприятных для их целостного развития, хотя существует специальный международный юридический документ в защиту прав ребенка[100], накладывающий обязательства почти на всех членов международного сообщества. Речь идет об условиях, связанных с отсутствием медицинского обслуживания, надлежащего питания, жилища, возможности получить минимальное образование. Кроме того, остаются неразрешенными некоторые серьезнейшие проблемы: торговля детьми, труд малолетних, феномен «детей улицы», вовлечение детей в вооруженные конфликты, браки с девочками, использование детей для торговли порнографическим материалом, в том числе при помощи самых современных и изощренных инструментов социальной коммуникации. Необходимо бороться, на национальном и международном уровне, с попранием достоинства мальчиков и девочек: с сексуальной эксплуатацией, с преступлениями на почве педофилии и со всякого рода насилием, которому подвергаются самые беззащитные представители человеческого рода[101]. Речь идет о преступных действиях, с которыми следует эффективно бороться, применяя адекватные превентивные и уголовные меры; различные власти должны решительно действовать в этом направлении.

 

IV. Семья - протагонист социальной жизни

 

а) Семейная солидарность

 

246 Социальная субъективность семей, как отдельно взятых, так и объединенных в ассоциации, выражается и в том, что они проявляют солидарность и щедрость не только по отношению к семьям же, но и различным образом участвуют в социальной и политической жизни. Это происходит потому, что семья основана на любви: солидарность, рождающаяся из любви и возрастающая в любви, принадлежит семье как составной и структурный ее элемент.

Эта солидарность может принять облик служения и внимания по отношению к тем, кто живет в бедности и нищете, к сиротам, к людям с ограниченными возможностями, к больным, пожилым, скорбящим, сомневающимся, одиноким или покинутым; эта солидарность открывается для принятия, опеки, усыновления и умеет довести суть всякой тяжелой ситуации до сведения учреждений, чтобы они приняли меры, согласно своей особой компетенции.

 

247 Семьи, отнюдь не будучи только объектом политического действия, могут и должны становиться субъектом такой деятельности, прилагая усилия к тому, «чтобы законы и учреждения Государства не только не наносили ущерба правам и обязанностям семьи, но положительно поддерживали их и защищали. В этом смысле в семьях должно возрастать осознание того, что они - "протагонисты" так называемой "семейной политики"; они должны принять на себя ответственность за изменение общества»[102]. С этой целью следует поощрять семьи к объединению: «Семьи имеют право создавать объединения с другими семьями и учреждениями, чтобы выполнять свои функции надлежащим образом, а также чтобы защищать права, утверждать благо и представлять интересы семьи. В экономическом, социальном, юридическом и культурном плане следует признать законную роль семей и семейных ассоциаций в разработке и реализации программ, затрагивающих жизнь семьи»[103].

 

б) Семья, экономическая жизнь и труд

 

248 Особое значение имеют взаимосвязи между семьей и экономической жизнью. Действительно, с одной стороны, экономика («oiko-nomia») возникла из домашнего труда: долгое время дом был, а во многих местах до сих пор остается производственной единицей и центром жизни. С другой стороны, динамика экономической жизни развивается через инициативу людей и воплощается, по принципу концентрических кругов, во всё расширяющиеся сети производства благ и услуг и обмена ими, и семьи оказываются всё больше вовлечены в эти сети. Итак, семью по праву следует рассматривать как основную участницу экономической жизни, следующую не логике рынка, а логике щедрости и солидарности между поколениями.

 

249 Совершенно особые отношения связывают семью и труд: «семья - один из тех наиболее важных факторов, на основе которых должен быть создан социально-этический порядок человеческого труда»[104]. Эти отношения уходят корнями в связь между личностью и ее правом владеть плодами собственного труда и касаются отдельного человека не только как индивидуума, но и как члена семьи, понимаемой как «домашнее общество»[105].

Труд имеет существенное значение, поскольку представляет собой условие, делающее возможным создание семьи, чьи средства существования добываются трудом. Труд обусловливает также процесс развития личностей, потому что семья, пораженная безработицей, рискует не достичь в полной мере своих целей[106].

Ценен и во многих отношениях незаменим вклад, который семья может внести в сферу труда. Этот вклад не только выражается в экономических терминах, но и представляет собой богатые ресурсы солидарности, которыми обладает семья и которые становятся существенной поддержкой для ее безработных или занятых поисками работы членов. Прежде всего, этот вклад заключается в том, что семья разъясняет смысл труда и предлагает ориентиры и поддержку в выборе профессии.

 

250 Оберегая эти отношения между семьей и трудом, следует высоко ценить и защищать такой элемент, как семейная заработная плата, то есть заработная плата, достаточная для того, чтобы содержать семью и обеспечивать ей достойную жизнь[107]. Эта зарплата должна позволять делать сбережения, что благоприятствует приобретению какой-либо собственности как гарантии свободы: право на собственность тесно связано с существованием семей, которые спасаются от нужды также и благодаря накоплению и устроению семейной собственности[108]. Конкретные формы семейной заработной платы могут быть различны. Ее определяют некоторые важные социальные меры, такие, как семейные пособия и иные дотации для лиц, находящихся на иждивении, а также вознаграждение за домашний труд одного из двоих родителей[109].

 

251 Рассматривая взаимосвязи между семьей и трудом, следует уделить особое внимание труду женщины в семье, так называемому ведению домашнего хозяйства, включающему также обязанности мужчины как мужа и отца. Ведение домашнего хозяйства, и в первую очередь труд матери - именно потому, что он нацелен на служение качеству жизни и посвящен этому служению, - представляет собой чрезвычайно личностный и способствующий развитию личности тип трудовой деятельности, который требует социального признания и более высокой оценки[110], в том числе и посредством экономического вознаграждения, по крайней мере равного вознаграждению за другие виды работы[111]. В то же время, нужно устранить все препятствия, мешающие супругам свободно реализовывать свою ответственность за деторождение: в частности, вынуждающие женщину не в полной мере осуществлять ее материнские функции[112].

 

V. Общество на службе у семьи

 

252 Отправной пункт для построения правильных и конструктивных отношений между семьей и обществом - признание субъективности и социального приоритета семьи. Их внутренняя связь требует «не пренебрегать той основополагающей задачей, которая состоит в оказании семье уважения и поддержки»[113]. Общество и, в частности, государственные учреждения, уважая приоритет и «предшествование» семьи, призваны гарантировать и поощрять раскрытие подлинной идентичности семейной жизни и избегать всего того и бороться со всем тем, что искажает или повреждает эту идентичность. Для этого требуется, чтобы политическая и законодательная деятельность была ориентирована на защиту семейных ценностей, благоприятствуя атмосфере интимности и гармонии в семье, уважению к рождающейся жизни и действительной свободе выбора в воспитании детей. Поэтому общество и Государство не должны ни поглощать, ни подменять собой, ни сокращать социальное измерение самой семьи, но, напротив, должны почитать, признавать, уважать и утверждать его, согласно принципу субсидиарности[114].

 

253 Служение общества семье конкретизируется в признании, соблюдении и утверждении прав семьи[115]. Всё это требует проведения аутентичной и эффективной политики в отношении семьи; общество должно предпринимать точные действия, соответствующие нуждам, проистекающим из прав семьи как таковой. В этом отношении необходимая и существенная предпосылка состоит в том, чтобы признавать - и, следовательно, охранять, более высоко ценить и утверждать - идентичность семьи, естественного общества, основанного на браке. Такое признание проводит четкую разделительную линию между семьей в собственном смысле и иными формами сожительства, которые, в силу своей природы, не заслуживают ни имени, ни статуса семьи.

 

254 Признание, со стороны гражданских институтов и Государства, приоритета семьи над всяким иным сообществом и над самим Государством влечет за собой преодоление чисто индивидуалистических концепций и принятие того факта, что семейное измерение - это культурная и политическая перспектива, от которой мы не можем отказаться, рассматривая личность. Это не альтернатива правам, каковыми располагает отдельная личность, но скорее, поддержка и защита этих прав. В такой перспективе становится возможно разработать нормативные критерии для верного разрешения различных социальных проблем, поскольку людей следует рассматривать не только по отдельности, но и в отношении к семейным ячейкам, в которые они включены и чьи особые ценности и потребности нужно учитывать надлежащим образом.

 

[1] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 12: AAS 58 (1966) 1034.

[2] Ср. Катехизис Католической Церкви, 1605.

[3] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Christifideles laici, 40: AAS 81 (1989) 469.

[4] Святое Семейство - образец семейной жизни: «Пусть Назарет напомнит нам, что такое семья, что такое общность любви, пусть напомнит нам ее строгую и простую красоту, ее священный и нерушимый характер. Пусть Назарет покажет нам, сколь радостно и незаменимо воспитание в семье и какова естественная роль семьи в социальном порядке. Наконец, воспримем урок труда»: Павел VI, Речь в Назарете (5 января 1964 г.): AAS 56 (1964) 168.

[5] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 17: AAS 86 (1994) 906.

[6] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48: AAS 58 (1966) 1067-1069.

[7] Ср. II Ватиканский Собор, Декр. Apostolicam actuositatem, 11: AAS 58 (1966) 848.

[8] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Christifideles laici, 40: AAS 81 (1989) 468.

[9] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 39: AAS 83 (1991) 841.

[10] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 39: AAS 83 (1991) 841.

[11] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 7: AAS 86 (1994) 875; ср. Катехизис Католической Церкви, 2206.

[12] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 47: AAS 58 (1966) 1067; ср. Катехизис Католической Церкви, 2210.

[13] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2224.

[14] Ср. Святой Престол, Хартия прав семьи (22 октября 1983 г.), Вступление, D-E, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 6.

[15] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 45: AAS 74 (1982) 136-137; Катехизис Католической Церкви, 2209.

[16] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48: AAS 58 (1966) 1067-1068.

[17] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48: AAS 58 (1966) 1067.

[18] Ср. Катехизис Католической Церкви, 1603.

[19] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48: AAS 58 (1966) 1067.

[20] Ср. Катехизис Католической Церкви, 1639.

[21] Ср. Катехизис Католической Церкви, 1603.

[22] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 13: AAS 74 (1982) 93-96.

[23] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 19: AAS 74 (1982) 102.

[24] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48. 50: AAS 58 (1966) 1067-1069. 1070-1072.

[25] Ср. Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 11: AAS 86 (1994) 883-886.

[26] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 50: AAS 58 (1966) 1070-1072.

[27] Катехизис Католической Церкви, 2379.

[28] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 12: AAS 74 (1982) 93: «Поэтому главная весть Откровения: "Возлюбил Бог народ Свой", выражается также живыми и конкретными словами, какими мужчина и женщина высказывают друг другу свою супружескую любовь. Их узы любви становятся образом и символом Завета, который соединяет Бога с Его народом (ср., напр., Ос 2,21; Иер 3,6-13; Ис 54). И тот же грех, что уязвляет супружеский союз, становится образом неверности народа своему Богу: идолослужение есть распутство (ср. Иез 16,25), неверность есть прелюбодеяние, непослушание же закону есть отвержение брачной любви Господа. Но неверность Израиля не уничтожает вечной верности Господа, и поэтому любовь Божия, неизменно верная, оказывается образцом уз преданной любви, которые должны соединять супругов (ср. Ос 3)».

[29] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 13: AAS 74 (1982) 93-94.

[30] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48: AAS 58 (1966) 1067-1069.

[31] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 47: AAS 74 (1982) 139. Цитата внутри: II Ватиканский Собор, Догм. Конст. Lumen gentium, 31: AAS 57 (1965) 37.

[32] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 48: AAS 74 (1982) 140; ср. Катехизис Католической Церкви, 1656-1657. 2204.

[33] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 18: AAS 74 (1982) 100-101.

[34] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 11: AAS 86 (1994) 883.

[35] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 43: AAS 74 (1982) 134.

[36] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 43: AAS 74 (1982) 134.

[37] Иоанн Павел II, Послание участникам Второй всемирной ассамблеи по проблемам старения (3 апреля 2002 г.): AAS 94 (2002) 582; ср. Id., Апост. увещ. Familiaris consortio, 27: AAS 74 (1982) 113-114.

[38] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 48: AAS 58 (1966) 1067-1069; Катехизис Католической Церкви, 1644-1651.

[39] Катехизис Католической Церкви, 2333.

[40] Катехизис Католической Церкви, 2385, а также 1650-1651. 2384.

[41] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 20: AAS 74 (1982) 104.

[42] Должное уважение как к таинству брака, так и к самим супругам и членам их семьи, а также к общине верных запрещает всякому пастырю совершать над разведенными, которые вступают в повторный брак, какие бы то ни было церемонии - по каким бы то ни было мотивам, даже пастырским, и под каким бы то ни было предлогом. Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 20: AAS 74 (1982) 104.

[43] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 77. 84: AAS 74 (1982) 175-178. 184-187.

[44] Ср. Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 14: AAS 86 (1994) 893-896; Катехизис Католической Церкви, 2390.

[45] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2390.

[46] Ср. Конгрегация вероучения, Посл. Пастырская забота о людях с гомосексуальной ориентацией (1 октября 1986 г.), 1-2: AAS 79 (1987) 543-544.

[47] Иоанн Павел II, Речь в Суде «Рота Романа» (21 января 1999 г.), 5: AAS 91 (1999) 625.

[48] Ср. Конгрегация вероучения, Некоторые соображения относительно ответа на предложения по закону против дискриминации людей с гомосексуальной ориентацией (23 июля 1992 г.): L'Osservatore Romano, 24 июля 1992 г., с. 4; Id., Декл. Persona humana (29 декабря 1975 г.), 8: AAS 68 (1976) 84-85.

[49] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2357-2359.

[50] Ср. Иоанн Павел II, Речь к Епископам Испании во время визита ad limina (19 февраля 1998 г.), 4: AAS 90 (1998) 809-810; Папский Совет по делам семьи, Семья, брак и «фактические союзы» (26 июля 2000 г.), 23, Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 2000, сс. 42-44; Конгрегация вероучения, Соображения о проектах юридического признания союзов между людьми с гомосексуальной ориентацией (3 июня 2003 г.), Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 2003.

[51] Конгрегация вероучения, Соображения о проектах юридического признания союзов между людьми с гомосексуальной ориентацией (3 июня 2003 г.), 8, Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 2003, с. 9.

[52] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Evangelium vitae, 71: AAS 87 (1995) 483; Святой Фома Аквинский, Summa theologiae, I-II, q. 96, a. 2 («Utrum ad legem humanam pertineat omnia vitia cohibere»): Ed. Leon. 7, 181.

[53] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 81: AAS 74 (1982) 183.

[54] Святой Престол, Хартия прав семьи, Вступление, E, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 6.

[55] Ср. Катехизис Католической Церкви, 1652.

[56] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 6: AAS 86 (1994) 874; ср. Катехизис Католической Церкви, 2366.

[57] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 11: AAS 86 (1994) 884.

[58] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 39: AAS 83 (1991) 842.

[59] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Evangelium vitae, 92: AAS 87 (1995) 505-507.

[60] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 13: AAS 86 (1994) 891.

[61] Иоанн Павел II, Энц. Evangelium vitae, 93: AAS 87 (1995) 507-508.

[62] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 50: AAS 58 (1966) 1070-1072; Катехизис Католической Церкви, 2367.

[63] Павел VI, Энц. Humanae vitae, 10: AAS 60 (1968) 487; ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 50: AAS 58 (1966) 1070-1072.

[64] Ср. Павел VI, Энц. Humanae vitae, 14: AAS 60 (1968) 490-491.

[65] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 51: AAS 58 (1966) 1072-1073; Катехизис Католической Церкви, 2271-2272; Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 21: AAS 86 (1994) 919-920; Id., Энц. Evangelium vitae, 58. 59. 61-62: AAS 87 (1995) 466-468. 470-472.

[66] Ср. Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 21: AAS 86 (1994) 919-920; Id., Энц. Evangelium vitae, 72. 101: AAS 87 (1995) 484-485. 516-518; Катехизис Католической Церкви, 2273.

[67] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 51: AAS 58 (1966) 1072-1073; Павел VI, Энц. Humanae vitae, 14: AAS 60 (1968) 490-491; Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 32: AAS 74 (1982) 118-120; Катехизис Католической Церкви, 2370; Пий XI, Энц. Casti connubii: AAS 22 (1930) 559-561.

[68] Ср. Павел VI, Энц. Humanae vitae, 7: AAS 60 (1968) 485; Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 32: AAS 74 (1982) 118-120.

[69] Ср. Павел VI, Энц. Humanae vitae, 17: AAS 60 (1968) 493-494.

[70] Ср. Павел VI, Энц. Humanae vitae, 16: AAS 60 (1968) 491-492; Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 32: AAS 74 (1982) 118-120; Катехизис Католической Церкви, 2370.

[71] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 50: AAS 58 (1966) 1070-1072; Катехизис Католической Церкви, 2368; Павел VI, Энц. Populorum progressio, 37: AAS 59 (1967) 275-276.

[72] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2372.

[73] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2378.

[74] Ср. Конгрегация вероучения, Инстр. Donum vitae, II, 2. 3. 5: AAS 80 (1988) 88-89. 92-94; Катехизис Католической Церкви, 2376-2377.

[75] Ср. Конгрегация вероучения, Инстр. Donum vitae, II, 7: AAS 80 (1988) 95-96.

[76] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2375.

[77] Ср. Иоанн Павел II, Речь в Папской академии в защиту жизни (21 февраля 2004 г.), 2: AAS 96 (2004) 418.

[78] Ср. Папская академия в защиту жизни, Размышления о клонировании, Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 1997; Папский Совет «Справедливость и мир», Церковь перед лицом расизма. Послание Святого Престола ко Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с этим нетерпимости, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 2001, с. 23, n. 21.

[79] Ср. Иоанн Павел II, Речь на 18-м Международном конгрессе Общества трансплантологов (29 августа 2000 г.), 8: AAS 92 (2000) 826.

[80] Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 10: AAS 86 (1994) 881.

[81] Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 3, c, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 9. Всеобщая декларация прав человека утверждает, что «семья - естественная и фундаментальная ячейка общества; она имеет право на защиту со стороны общества и Государства» (Art. 16.3).

[82] Святой Престол, Хартия прав семьи, Вступление, E, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 6.

[83] Ср. II Ватиканский Собор, Декл. Gravissimum educationis, 3: AAS 58 (1966) 731-732; Id., Паст. Конст. Gaudium et spes, 52: AAS 58 (1966) 1073-1074; Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 37: AAS 74 (1982) 127-129; Катехизис Католической Церкви, 1653. 2228.

[84] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 43: AAS 74 (1982) 134-135.

[85] Ср. II Ватиканский Собор, Декл. Gravissimum educationis, 3: AAS 58 (1966) 731-732; Id., Паст. Конст. Gaudium et spes, 61: AAS 58 (1966) 1081-1082; Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 5, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, сс. 10-11; Катехизис Католической Церкви, 2223. В Кодексе Канонического Права этому праву-обязанности родителей посвящены каноны 793-799 и канон 1136.

[86] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 36: AAS 74 (1982) 127.

[87] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 36: AAS 74 (1982) 126; ср. Катехизис Католической Церкви, 2221.

[88] Ср. II Ватиканский Собор, Декл. Dignitatis humanae, 5: AAS 58 (1966) 933; Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1994, 5: AAS 86 (1994) 159-160.

[89] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 40: AAS 74 (1982) 131.

[90] Ср. II Ватиканский Собор, Декл. Gravissimum educationis, 6: AAS 58 (1966) 733-734; Катехизис Католической Церкви, 2229.

[91] Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 5, b, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 11; ср. также II Ватиканский Собор, Декл. Dignitatis humanae, 5: AAS 58 (1966) 933.

[92] Конгрегация вероучения, Инстр. Libertatis conscientia, 94: AAS 79 (1987) 595-596.

[93] II Ватиканский Собор, Декл. Gravissimum educationis, 1: AAS 58 (1966) 729.

[94] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 43: AAS 74 (1982) 134-135.

[95] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 52: AAS 58 (1966) 1073-1074.

[96] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 37: AAS 74 (1982) 128; ср. Папский Совет по делам семьи, Человеческая сексуальность: истина и значение. Ориентиры для воспитания в семье (8 декабря 1995 г.), Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 1995.

[97] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 26: AAS 74 (1982) 111-112.

[98] Иоанн Павел II, Речь на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (2 октября 1979 г.), 21: AAS 71 (1979) 1159; ср. также Id., Послание генеральному секретарю Организации Объединенных Наций по случаю Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам детства (22 сентября 1990 г.): AAS 83 (1991) 358-361.

[99] Иоанн Павел II, Речь в Комитете европейских журналистов за права ребенка (13 января 1979 г.): AAS 71 (1979) 360.

[100] Ср. Конвенция о правах ребенка, вошедшая в силу в 1990 г.; Святой Престол тоже ее ратифицировал.

[101] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1996, 2-6: AAS 88 (1996) 104-107.

[102] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 44: AAS 74 (1982) 136; ср. Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 9, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 13.

[103] Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 8, a-b, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 12.

[104] Иоанн Павел II, Энц. Laborem exercens, 10: AAS 73 (1981) 601.

[105] Лев XIII, Энц. Rerum novarum: Acta Leonis XIII, 11 (1892) 104.

[106] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Laborem exercens, 10: AAS 73 (1981) 600-602.

[107] Ср. Пий XI, Энц. Quadragesimo anno: AAS 23 (1931) 200; II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 67: AAS 58 (1966) 1088-1089; Иоанн Павел II, Энц. Laborem exercens, 19: AAS 73 (1981) 625-629.

[108] Ср. Лев XIII, Энц. Rerum novarum: Acta Leonis XIII, 11 (1892) 105; Пий XI, Энц. Quadragesimo anno: AAS 23 (1931) 193-194.

[109] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Laborem exercens, 19: AAS 73 (1981) 625-629; Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 10, a, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 14.

[110] Ср. Пий XII, Речь к женщинам о достоинстве и миссии женщины (21 октября 1945 г.): AAS 37 (1945) 284-295; Иоанн Павел II, Энц. Laborem exercens, 19: AAS 73 (1981) 625-629; Id., Апост. увещ. Familiaris consortio, 23: AAS 74 (1982) 107-109; Святой Престол, Хартия прав семьи, art. 10, b, Tipografia Poliglotta Vaticana, Град Ватикан 1983, с. 14.

[111] Ср. Иоанн Павел II, Посл. к семьям Gratissimam sane, 17: AAS 86 (1994) 903-906.

[112] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Laborem exercens, 19: AAS 73 (1981) 625-629; Id., Апост. увещ. Familiaris consortio, 23: AAS 74 (1982) 107-109.

[113] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 45: AAS 74 (1982) 136.

[114] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2211.

[115] Ср. Иоанн Павел II, Апост. увещ. Familiaris consortio, 46: AAS 74 (1982) 137-139.