Разорванный союз, или Большая трагедия маленьких людей

 

Таинство Брака - это союз между двумя людьми, мужчиной и женщиной, который они заключают друг с другом в Боге и пред Ним и Его Церковью. Этот временный (длящийся лишь в этой жизни) союз есть икона еще большего Таинства - союза Христа и Его Церкви, Таинства союза Бога и Его народа. Как неверность союзу с Богом, так и неверность Таинству Брака имеет бесчисленные последствия...

о. Орест-Дмитрий Вильчинский

И – позволю себе сказать - последствия сугубо отрицательные. Союзнические отношения между Богом и Его народом являются основной темой Писания обоих Заветов; особенно же явно описаны они в Ветхом Завете. Но современным христианам они зачастую неизвестны. Поэтому и весь Ветхий Завет кажется им бессистемной подборкой историй из жизни израильского народа. Философ-нигилист, сын пастора Фридрих Ницше, назвал его безумным перечислением непослушания и раскаяния, наказаний и наград. Без понимания того, чем является союз, невозможно понять, каких именно взаимоотношений с народом желает Бог.

Коротко смысл союза можно передать так: я отдаюсь тебе полностью, твои проблемы отныне являются моими, а мои проблемы - твоими, твои друзья - моими друзьями, твои враги - моими врагами и наоборот. Такое единение, в котором личность личности отдает все свое, но и берет на себя полное обязательство как можно более тесного соединения с другим, и является практической сутью союза. То есть, обычная математическая формула «1 +1 = 2» в случае союза не работает, она приобретает необычный для нас вид «1 +1 = 1». Союзу с Богом и следствием его расторжения посвящен практически весь Ветхий Завет. Думаю, нечто подобное можно сказать и про «икону», образ этого союза - брак.

Именно отсутствие понимания того, что брак является иконой отношений Христа и Церкви, Бога и Его народа, и что такими же должны были быть отношения между мужчиной и женщиной в браке, ведет к распаду семьи, к разрушению того, что Бог соединил. А разрушение Божьего дела не может остаться безнаказанным. Так что развод имеет негативные последствия. Католиков, которые по определенным причинам «разорвали» этот святую связь, можно условно разделить на три категории:
• формальные, индифферентные, невоцерковленные люди, которые в действительности далеки от реальных Таинств, и возникает вопрос, были ли они вообще участниками Таинства Брака;
• бывшие формальные католики, которые прошли воцерковление, а расстались еще до своего обращения;
• активные верующие, чей брак распался по той или иной причине.

Первую категорию можем спокойно игнорировать, поскольку таким людям нужно фундаментальное христианское обращение. Их брак был формальностью, на которую они пошли, чтобы соблюсти традиции и соответствовать общепринятым нормам. В разговоре с ними оказывается, что они не осознают ни неразрывности супружеской связи, ни ее святости. Для них требования Церкви относительно брака и супружеской жизни кажутся абсурдными и неразумными. Христос и Его Церковь для них является приложением - причем несладким - к их повседневной жизни. Их не интересуют последствия, а когда они даже о них слышат, то учитывают только экономическую, иногда - психологическую их часть. Все остальное им представляется пустой болтовней. Пережив обращение, они автоматически переходят во вторую категорию. Поэтому следует уделить реальное внимание лишь двум последним группам.

На самом деле, проблемы не начинаются с момента развода, они в нем лишь достигают пика, приводя после самого совершенного чина к закономерной развязке. Когда начинаются проблемы в браке, партнеры сначала ищут «союзников» в родителях и друзьях, обращаются к самым разным гадалкам, экстрасенсам и т.д. Вся эта разношерстная братия «успешно» доводит супругов до развода, а потом ... Потом появляются проблемы, о которых никто и не вспоминал, пока шел процесс. Эмоционально раненными и опустошенными остаются и бывшие муж и жена, и их потомки, разрушенными становятся дружеские некогда связи. А зачастую единственным реальным «спутником» становится беспробудная депрессия, которую порою сопровождают алкоголизм, наркомания, а то и самоубийство. Не исчезает и приглушенное чувство вины, которое часто ведет к ненависти, эмоциональным срывам, обвинению в собственных бедах всех вокруг, даже самого Бога, ибо Он, видите ли, это допустил. Для большинства разведенных и повторно женатых гражданским браком возникает еще одна существенная проблема - невозможность приступать к святым Таинствам.

Это порождает у людей чувство отвержения от Бога, от Церкви. Хотя Церковь и не оставляет их в этом положении. Есть возможность через церковный суд пересмотреть свой предыдущий брак: действительно ли это было Таинство, или просто фольклорный фарс, украшенный кучей потраченных на ненужные вещи денег. Есть и другие возможности урегулировать свой статус в Церкви. В частности, на Западе, где не было коммунистических преследований, а катехизация вступающих в брак построена на серьезном фундаменте и чрезвычайно трудно найти объективные причины для признания брака недействительным, в определенных случаях практикуется обет того, что люди разорвут свою связь конкубината (сожительства без заключения брака), живя «как брат и сестра». Разбирательства дел в церковных судах длятся долго, но те миряне, для которых действительно важна их духовная жизнь, которые всерьез стремятся к полноценному воцерковлению, готовы на всевозможные жертвы и трудности, сопровождающие эти разбирательства, как-то жизнь в чистоте в конкубинате, чтобы урегулировать свой статус, чтобы примириться с Богом. Но даже после этого остается клубок не решенных до конца проблем.

Человек, который раз нарушил брачную присягу или был обманута своим бывшим партнером, практически всегда с большим недоверием относится к новому партнеру, подозревая его в тех проступках, которые развалили его предыдущую семью. Недоверие всегда будет угнетать сердце такого человека. А исцеление от недоверия он может найти, только выстраивая доверие к Богу, а через него - к людям, особенно к спутнику жизни. Другая проблема, которая будет тяготеть над разведёнными людьми даже после урегулирования их статуса в Церкви - эмоциональные раны, нанесенные предыдущим партнером и самим разводом. Исцеление от этой проблемы возможно только через глубокое очищение и Преображение в Боге целой человеческой личности. Каждому человеку, который приходит в этот мир и живет в нем, нужно это внутреннее исцеление, ведь все мы носим в себе раны эмоций, раны сердца.

Те, кто пережил крах семьи, нуждается в этом еще больше. Отсутствие прощения – едва ли не самая болезненная преграда на пути к исцелению. Людям тяжело простить, особенно когда они обижены, оскорблены в своих интимных чувствах. Для человека, который не живет во Христе, который закрыт к Его всепрощающей любви, такое прощение, даже формальное, просто невозможная вещь. Только тот, кто реально ощутил Божью любовь, способен на это. Люди часто путают прощение с желанием простить. И едва ли не самое страшное – это услышать от человека: «Я всем все простил(а). Мне нет нужды кому-то что-то прощать». Такие люди просто не представляют себе, что такое прощение. При первом же удобном случае непрощение извергается из сердца вулканом эмоций. Простить - значит совершить процесс отзыва нашего осуждения того человека, которому прощаем, очистить свое сердце от горечи в отношении к нему. Только тогда при встрече с этим человеком или даже при одной мысли о нем у нас не будет возникать шквал негатива, направленного на него. Каждый из нас в той или иной степени борется с чувством отверженности.

Это следствие первородного греха особенно остро проявляется в человеке после развода. Ведь он оказывается реально отброшен тем, с кем планировал совместно провести жизнь. Однако выход из этой ситуации есть. Это интенсивная жизнь с Богом, которая дарит человеку осознание того, что Он его любит и принимает, несмотря ни на что. Осознание этого, как целебный бальзам, заживляет наши раны отверженности и дарит возможность принимать любовь и дарить ее другим.

Все эти проблемы чрезвычайно сильно проявляются у детей разведенных родителей. Ведь именно они, в возрасте, когда формируется человеческая личность, особенно интенсивно переживают трагедию разрыва отношений между родителями. Они носят в себе большую склонность к депрессиям и другим психическим недугам, проявляют гораздо большую склонность к эмоциональной и психической неуравновешенности, чем те, кто вырос и сформировался даже в неблагополучной семье. Эти дети являются жертвами развода. Поэтому в процессе исцеления семей разведенных лиц нужно дарить таким детям максимум внимания и любви. Исцеление эмоций и духовной жизни людей, переживших трагедию расторжения брака, является болезненным и длительным, но необходимым. Без него семейные взаимоотношения разведенных лиц никогда не будут нормальными. И лучшим средством от этих проблем является пастырская профилактика разводов.

Слава Богу, наша Церковь немало трудится в этом направлении, организуя катехизацию для пар, намеревающихся вступить в брак. Но не всегда этого достаточно. Нужно уделять внимание супругам, которые переживают кризис, которым грозит крах. И в этом пастырская практика настоятеля или священника-помощника не всегда может быть эффективной, потому что невозможно охватить своей работой значительное число людей. Невозможно знать проблемы каждого в пятитысячном приходе. Вот тут открывается широкое поле деятельности для наших мирян, которые могут дойти и до тех, кто к Церкви принадлежит лишь формально. Надеемся, что и эта проблема будет решена в ближайшем будущем.

Перепечатано из журнала "Патріярхат"

http://patriyarkhat.org.ua/ukr/archive/article;649;419

перевод RKCVO.RU