Пастырское Послание Митрополита Шептицкого 10 августа 1943 года

Обращаюсь к Вам, Всечестные Отцы и Дорогие Братья, в очень серьезных обстоятельствах.

Война, которая длится уже около четырех лет, подходит к концу. Быть может, близка уже та минута, когда на долгие годы решится судьба нашей Церкви и нашего народа. Я чувствую потребность объясниться с Вами всеми, с тобой, Дорогой Народ Украинский. Отцы, прочтите в ближайшее воскресенье мое пастырское письмо во всех материнских церквях нашей Митрополии: и в тех, где духовный отец служит постоянно, и в тех, куда только приезжает из соседнего прихода.

Обращаясь ко всему народу, я имею в виду, прежде всего, старейших и почтеннейших людей каждой общины. В первую очередь с ними я хочу объясниться. Это не значит, что я пренебрегаю думами и чаяниями молодежи. Ведь она - цвет, будущее нашего народа, она ради национального дела перенесла и продолжает переносить тяжелые жертвы и стремится еще увеличить эти свои жертвы. Для многих молодых идеал - отдать жизнь за Отчизну. Но вы, старейшие в общине, знаете, что молодежь в наше время слишком часто стремится судить и рядить, подчас отстраняя от всякого участия старших. Иногда она просто требует, чтобы все ей подчинялись. Эти желания не просто несправедливы, но они могут стать опасными для общества и всего народа. В нашей молодежи мы должны ценить горячее чувство, которое она привносит в любое свое дело. Но никогда не будет лишним напомнить, что в управлении общественными делами, как в общине, так и в целом народе, мудрость и опыт значат, по крайней мере, столько же, сколько горячий темперамент и отзывчивая воля. Берясь за решение общественных дел без достаточного опыта и без доброй воли обращаться за советом к старшим, молодежь навлекает на всех нас серьезную опасность.

Среди молодежи также находятся старшие, которые руководят ею. Однако у нас достаточно доказательств того, что меж этими руководителями молодежи зачастую оказываются агенты наших врагов, которые прямо провоцируют молодежь на незаконные поступки, на безрассудные шаги, и за них позже расплачивается вся община.

Мы были свидетелями страшных убийств, совершенных молодыми людьми, возможно и с добрыми намерениями, но с губительными последствиями для народа. Мы не раз видели людей, которые передавали нашей молодежи приказы разных национальных руководителей и приказывали для доброго дела кого-то убить. Было много и таких случаев, что руководители молодежи громко и публично утверждали, что агенты, которые приказывали молодежи убивать, сами были провокаторами и служили нашим врагам. К сожалению, подобные случаи создали среди молодежи фальшивое убеждение, что она вправе лишать кого-то жизни.

Уже несколько раз я предостерегал всех верных от ужасных последствий несоблюдения V заповеди Божьей, которой запрещено убивать людей. Не раз я предупреждал обо всех тех страстях, которые открывают перед человеком путь к преступлению, навлекающий на душу проклятие Небес, а на тело накладывающий пятно невинно пролитой крови - пятно, которое не сотрет ни одна епитимья. Я предостерегал от злобы, от национальной ненависти, от партийных распрей, от стремления отомстить врагам.

Сегодня я вынужден еще раз вернуться к этому предостережению. Изменится здесь лишь то, что это свое предостережение в адрес молодых я отдаю в Ваши руки.

Вы - их родители, и потому в важную минуту нашей истории предостерегите Ваших сынов от преступления, которое могло бы навлечь большое несчастье на все село.

Во времена, когда люди перестают понимать святые и высокие идеалы христианства, Святая Церковь высоко держит знамя защиты человеческой жизни и имущества. Церковь никогда не прекращает провозглашать премудрость заповедей Божьих, не перестает предостерегать от преступлений, грозить карой Божьей, а также указывать народам путь верного исполнения Божьей воли, как единственный путь к достижению лучшего будущего. Так поступает наше духовенство и сегодня. Духовные Отцы, послушные нашим указаниям, уже не раз повторяли Вам, учение об истине Божьей, которое оберегает ближнего и его имущество.

Сегодня, Дорогие Мои, я обращаюсь к Вам, старейшим в общине. Я говорю хозяевам и хозяйкам, родителям христианских семей, и напоминаю, что они призваны, вместе с Церковью, стать на страже общественного порядка, жизни и имущества ближнего. Они - члены Церкви, а потому их обязанность - сотрудничество с Церковью в исполнении возложенных Богом обязанностей. Еще тогда, когда во всех странах Европы властвовала тьма, Святая Церковь непрерывным трудом над человеческой совестью исподволь творила человеческую культуру и цивилизацию и создала основы, на которые опирались все средневековые государства. В том цивилизаторском труде духовенству помогал слой людей старейших, опытных, верных заповедям Божьим. Они помогали Церкви в труде над людьми, боролись вместе с Нею против тьмы самоволия и самовлюбленности и исподволь закладывали фундамент развития христианских основ в частной и общественной жизни.

Мне кажется, что нынешнее время, в котором мы живем, требует от Церкви такого же труда над человеческим обществом. Будущее нашего народа в значительной мере зависит от способа, которым Церковь выполнит эту свою задачу относительно народа.

А первая и важнейшая основа христианской культуры - уважение той заповеди Господней, которая оберегает жизнь и имущество ближнего, и, прежде всего над этой основой нависла угроза быть растоптанной в стычках. В наше время, как и в ту пору, когда варяги начали трудиться на Руси над созданием начал христианского государства - и мы должны обеспечить и сохранить два этих основания всей христианской культуры.

Поэтому сегодня, Дорогие Братья, я обращаюсь к Вам, старшим в общине, и во имя Христа Спасителя отдаю под Вашу опеку и охрану человеческие жизни и имущество тех, кому могла бы угрожать смерть или потеря всего имущества. Жизнь и имущество ближних оберегайте во имя христианской цивилизации и во имя того христианского общественного порядка, который мы хотели бы когда-нибудь увидеть в нашем независимом соборном украинском государстве. Будьте уверены, что все, сделанное вами в направлении так понятой любви к ближнему, принесет благословение Божье Вашей семье и Вашему селу. Мы убеждены, что если в каждой общине нашего края все старейшие граждане примут близко к сердцу этот наш призыв и в минуты стычек и анархии соблюдут христианскую преданность заповеди Господней - которая должна быть началом любого начала - то по верности Вашей будет ниспослано на весь народ украинский благословение Божье.

А сейчас, вот слова мои к Тебе, Дорогая Молодежь, к Вам, Дорогие, у кого столько доброй и искренней воли, и в то же время кто находится в таком трудном положении; к Вам, доверием и верой которых люди так часто злоупотребляют. Не дайте спровоцировать себя ни на один беззаконный поступок. Ведь в интересах наших врагов подбить наших людей на безрассудные шаги, которые могут навлечь - и неминуемо навлекут - большую беду на наш народ. Не дайте подговорить себя людям, которые нарушение заповеди Господней представляют Вам как неизбежность. Помните, что ничего хорошего для своего народа Вы не добьетесь, совершая дела, противоречащие Заповедям Божьим.

Во всех важных делах советуйтесь с родителями, советуйтесь с духовенством. Ведь они желают Вам только добра и любят Отчизну не меньше Вас. Поддерживайте повсюду общественный порядок и заботьтесь об этом порядке так, как если бы Вы сами за него отвечали. [...]

Берегитесь людей, которые Вас подговаривают к любым беззаконным поступкам. Остерегайтесь приказов, которые будто исходят от руководителей националистических партий, а могут быть всего лишь обычной провокацией наших врагов.

Этот мой призыв я направляю не только к Вам, мужчины, но также и к женщинам. Ваша задача, жены христианские, матери семей - предостеречь сыновей Ваших от любого безрассудного шага, которым они нарушили бы Заповедь Божью. Если кому-то и пришлось бы стать на стаже христианского порядка, то, наверно, матери-христианки не уступят мужчинам и, наверное, захотят быть первыми в выполнении этой священной, а в наши времена особенно важной обязанности. Стоя на страже Божьего порядка в общинах, Вы, Матери христианские, убережете Ваших сыновей от падений и не дадите им запятнать совесть невинно пролитой кровью. Вы сохраните их от несчастий и таким образом будете причастны к правильному развитию нашей национальной жизни. Вам, жены христианские, приступающим к Таинству Св. Причастия чаще мужей, предстоит исполнить великую обязанность относительно мужей и детей ваших, относительно целого народа.

Где существует хорошо организованное церковное братство, там пусть на первых же сборах после прочтения этого пастырского письма будут обсуждены все дела, о которых я пишу в этом письме. Пусть, прежде всего, будет установлено, есть ли в этом отношении какая-то опасность в селе, и угрожает ли кому бы то ни было смерть. Тогда пусть подумают, что можно сделать, чтобы в этом случае спасти чью-то жизнь; пускай, наконец, все приступят к Святому Причастию с намерением проводить такую важную общественную работу.

В ежедневных молитвах взываю ко Всевышнему, чтобы Он всем Вам дал Свое благословение для исполнения Ваших христианских обязанностей, для соблюдения Заповедей Божьих, христианской любви к ближнему и той рассудительности, которая даже в тяжелейших обстоятельствах позволяет стойко следовать к цели, определенной Господом Всемогущим каждому народу. Благословение Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и Святого Духа пусть пребудет со всеми Вами.

(+) Андрей, Митрополит

 

 

[Пастырское Письмо Митрополита Шептицкого, датированное 10 августа 1943 года и обнародованное через четыре дня, мы перепечатываем (с незначительными сокращениями) в анонимном переводе [на польском языке], опубликованном в подпольном издании "Prawda" - органе Фронта Возрождение Польши - в августовско-сентябрьском номере за 1943 г., с. 22-24. Оно сопровождалось коротким редакционным вступлением, которое приводим ниже:

"Митрополит Шептицкий отошел от польской общины в зрелом возрасте, и в этот второй период своей деятельности не проявлял никогда симпатий к Польше. Тем важнее изданное им пастырское письмо в деле о вырезывании поляков на территории греко-католической львовской Митрополии. Письмо этот, следует указать, было объявлено 14. VІІІ. 43, т.е. сразу после распространение вырезывания поляков на территорию Митрополии.

Голос Митрополита характерен тем, что он не ограничивается только осуждением убийств и беззаконий, но и призывает украинцев к защите жизни и имущества населения, которому угрожают акты террора. С учетом важности содержания даем текст письма целиком и в наивернейшем переводе"- Примечание публикатора Р. Тожецкого.

[Обратный перевод с польского Андрея Павлишина. Опубликован: Znak.- 1988.- N400.- S. 74-78]