Братская жизнь в общине. Введение

Дорогие читатели, предлагаем вам очередную тематическую подборку материалов нашего сайта. ХХ век - время малых церковных общин. Они цементируют Церковь, создавая прочные общинные связи верующих, тем самым они служат орудием евангелизации.

 

В 1975 г. Папа Павел VI писал о малых общинах в энциклике Evangelii nuniandi: «они, за некоторым исключением, возникают и развиваются внутри Церкви, связаны с ее жизнью, питаемы ее учением, объединены ее пастырями. В этом случае они рождаются из потребности жить еще более интенсивно жизнью Церкви либо из желания и поиска более гуманного измерения, которое более крупные церковные общины могут предложить с трудом, особенно в современных городских метрополиях, благоприятствующих жизни в массе и вместе с тем анонимным образом. Они могут по-своему продолжить на духовном и религиозном уровне - через культ, углубление веры, братскую любовь, молитву, общение с пастырями - небольшое социальное образование, деревню и т. п. Они также могут объединить для слушания слова Божьего и размышления над ним, для совместного участия в таинствах и братских трапезах группы людей, однородные по возрасту, культурному уровню, гражданскому состоянию или социальному положению, супружеские пары, молодежь, профессионалов и т.п., а также людей, которых жизнь уже объединила в борьбе за справедливость, за братскую помощь бедным, за человеческое развитие. Или же, наконец, они могут объединять христиан там, где нехватка священнослужителей отрицательно сказывается на нормальной жизни приходской общины. Все это предполагается внутри общин, созданных Церковью, в особенности отдельными Церквями и приходами...». 

 

В общих чертах без особой конкретизации Папа описывает характерные черты этих общин и указывает критерии их подлинности - настоящей принадлежности к вселенской Церкви.

 

 

 

 

Новое «открытие» христианского потенциала малых общин затронуло не только объединения мирян, но и монашеские конгрегации. Об особенностях взаимоотношений в малой группе пишет брат Морис, член конгрегации Малых братьев Иисуса: «В человеческих отношениях главное - быть самим собой, быть честным. Это очень трудно, поэтому многие люди с течением времени создают для себя некий внешний образ жизни, стиль, маску, чтобы показывать другим именно ее. Маска в какой-то мере защищает нас от взглядов и суждений прочих людей. Чаще всего мы не осознаем этого, но в каждом из нас сидит сильная потребность в самозащите. Как же часто факт, что мы прячемся за маской, превратили ее в свою вторую личность, является настоящей причиной проблем в общине. Нам трудно принять самих себя такими, каковы мы на деле. Мы маскируемся, и теперь никто не в состоянии нас познать и принять. Всем начинает недоставать правды, а только истина может нас освободить.

 

Иисус, призвавший нас в общину, хочет, чтобы мы не защищались от самих себя, принимали себя.  Принимали друг друга, не притворялись, чтобы умели показать себя настоящих. Это тоже аспект нашей бедности - бедности нашего бытия, нашей личности. И к этому нас призывает Иисус...».

 

 

 

 

о. Роман Пиндель - профессор библеистики в Кракове, духовный отец в Краковской семинарии и епархиальный ответственный за "Обновление в Святом Духе" описывает различные модели малых церковных групп, не являющихся общиной, в отличие от настоящей общины «когда в центре группы - Иисус Христос, и все - оставаясь как бы на периферии - ставят своей целью возрастание во Христе. Они действительно стремятся укрепить свою связь с Христом. Это касается всех, включая лидера и аниматоров, старых и новых членов общины...».

 

 

Энцо Бьянки в статье «Монашество» описывает, как новые экклезиологические представления II Ватиканского собора внесли в жизнь монашеских общин: «Общинная жизнь становится привилегированным местом, где проявляется качество нашей христианской жизни.

 

В общине выявляются ограничения и слабости каждого ее члена, открывающего темные стороны жизни. Этот аспект возможен лишь в жизни с другими людьми: тот, кто скрывает свою слабость, ищет убежища, тот непременно скрывает и свои дары, а самое тяжкое - скрывает дары и от самого себя. Общинная жизнь постоянно балансирует между энтузиазмом и пораженчеством. Нужно время, медленное течение лет, чтобы общинная жизнь на самом деле стала местом, где люди показывают свою хрупкость, но и свои добродетели, место, где каждый член общины полностью открыт для других, готов любить и принимать любовь.

 

Лишь наши собратья, живой устав, могут освободить нас от субъективизма и духовной гордыни. И тогда мы увидим, как слетают маски с наших идолов - стремления к одобрению, успеху, самореализации, и нам будет легче снова обратиться к единственному Господу наших жизней, обрести потерянную дорогу, с обновленным рвением искать бесконечную любовь.

 

Так другие люди - наши братья и сестры - становятся богоявлением, откровением нашего сердца, в них и благодаря ним мы сумеем прочесть нашу жизнь в Боге, с Богом и через Бога...».

 

 

Основатель движения «Вера и Свет» Жан Ванье подробно разбирает экзистенциальные и мотивационные аспекты общинной жизни в тексте «О жизни в общине»: «B нашу эпоху многие ищут общину, чувствуют себя одинокими, усталыми, слабыми и исполненными грусти. Для кого-то одиночество невыносимо; оно - начало смерти. Община видится как удивительное место, где тебя примут и разделят с тобой свою жизнь.

 

 

Но с другой точки зрения община - ужасное место. В общине нам открываются наши ограничения и эгоистические устремления. Когда я начинаю постоянно жить с другими людьми, то обнаруживаю свою убогость и свои слабости, свою неспособность найти со многими общий язык, свои комплексы, свою эмоциональность или нарушенную сексуальность, свои кажущиеся ненасытными желания, свою неудовлетворённость, ревнивость, свою ненависть или волю к разрушению. До тех пор пока я пребывал в одиночестве, я мог верить в то, что люблю всех; теперь, пребывая в общении с другими, я отдаю себе отчёт - я неспособен любить, я отвергаю жизнь с другими. А если я неспособен любить, что хорошего остаётся во мне? Я пребываю во мраке, в отчаянии, в тревоге. Любовь становится иллюзией. Я обречён на одиночество и смерть.

 

 

В общинной жизни перед моими глазами мучительно предстают мои собственные ограничения, слабости,  духовная скудость моего бытия; часто очень неожиданно - чудовища, сокрытые во мне. Это очень тяжело принять. Часто люди пытаются отогнать своих чудовищ или перепрятать, посчитать, что их не существует вообще; или же избегают общинной жизни и отношений с другими людьми; или обвиняют сами себя и своих чудищ.

 

Если нас приняли с нашими слабостями, а также с нашими способностями, община постепенно становится местом освобождения; обнаружив, что нас приняли и что мы любимы, мы сами принимаем себя и любим себя. Община тогда можно быть самим собой - без страха и принуждения. Так, благодаря взаимному доверию членов общинная жизнь углубляется.

 

 

Именно тогда это ужасное место становится местом жизни и личного возрастания. Нет ничего более прекрасного, чем община, в которой начинаешь любить себя по-настоящему и доверять другим...».

 

 

 

 

Основной единицей общины в Церкви, тем не менее, является приход. В нем находят выражение разнообразные харизмы верующих. Тема прихода как  «общины малых общин» обсуждалась на синоде католических епископов 1988 г. и нашла отражение в постсинодальном обращении Папы Иоанна Павла II Christifideles laici - о призвании и миссии мирян: «Необходимо, чтобы все мы вновь раскрыли в свете веры подлинный облик прихода, то есть саму "тайну" присутствующей и действующей в нем Церкви, даже если временами она бедна людьми и средствами, даже если в иных случаях она рассеяна по обширнейшим территориям или же ее почти невозможно найти в густонаселенных и хаотичных кварталах современных городов. Приход является не просто структурой, территорией, строением, но скорее "семьей Божией, как братство, воодушевляемое духом единства", он есть "семейный и гостеприимный дом", "община верных". В конечном счете, приход основан на богословской реальности, поскольку он является евхаристической общиной. Это означает, что он является общиной, пригодной для совершения Евхаристии, живого корня для его возрастания и сакраментальных уз для его пребывания в полном общении со всей Церковью. Таковая пригодность коренится в том, что приход является общиной веры и органичной общиной, то есть общиной, складывающейся из рукоположенных служителей и других христиан, в которой приходской настоятель, представляющий епархиального епископа, является иерархическим звеном, связывающим приход со всей отдельной Церковью...