О ПРИЗВАНИИ И МИССИИ МИРЯН В ЦЕРКВИ И В МИРЕ.

извлечения. Полный текст см.
http://www.francis.ru/editrice/index.php?show=lib&book=1058923076

...

20. Церковное общение может быть более точно выражено как "органическое" общение, аналогичное тому, которое существует в живом и действующем теле: оно в действительности характеризуется обоюдным присутствием многообразия и взаимодополняемости призваний и условий жизни, служений, харизм и видов ответственности. Благодаря этому многообразию и взаимодополняемости каждый верующий-мирянин находится в связи со всем телом и вносит в него свой собственный вклад.

На органическом общении в мистическом Теле Христа особым образом настаивает апостол Павел. Эхо его богатого учения мы можем вновь услышать в следующем синтезе, данном Собором: Иисус Христос, - читаем мы в Конституции Lumen gentium, - "дарованием Своего Духа составил таинственно из братьев Своих, призванных из всех народов, Свое Тело. В этом Теле жизнь Христова переливается в верующих [...]. Но как все члены человеческого тела, хотя их много, составляют одно тело, так и верные во Христе (ср. 1 Кор 12, 12). Так же созиданию Тела Христова присуще многообразие членов и функций. Один есть Дух, раздающий на пользу Церкви различные Свои дары по богатству Своему и согласно нуждам служений (ср. 1 Кор 12, 1-11). Между этими дарами на первом месте стоит благодать Апостолов, власти которых Сам Дух подчиняет и носителей духовных даров (ср. 1 Кор 14). Тот же Дух, объединяя тело Собою, Своей силой и внутренней сплоченностью членов, порождает и развивает любовь среди верующих. Поэтому "страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор 12, 26)".

Один и Тот же Дух всегда является динамичным началом многообразия и единства Церкви и в Церкви. Прочтем далее в Конституции Lumen gentium: "И для того чтобы мы постоянно обновлялись в Нем [Христе] (ср. Еф 4, 23), Он дал нам от Духа Своего, Который единый и всегда тот же в Главе и в членах, так оживотворяет, объединяет и движет все Тело, что святые Отцы могли сравнить Его действие с действием, выполняемым в человеческом теле жизненным началом или душой". И в другом тексте, особенно содержательном и ценном для понимания "органической природы", присущей церковному общению, также в аспекте непрестанного роста к совершенному общению, Собор говорит: «Дух обитает в Церкви и в сердцах верующих как в храме (ср. 1 Кор 3, 16; 6, 19) и в них ходатайствует и свидетельствует об их усыновлении (ср. Гал 4, 6; Рим 8, 15-16, 26). Он, вводящий Церковь во всю истину (ср. Ин 16, 13) и объединяющий ее в общении и служении, наделяет и направляет ее многообразными иерархическими и харизматическими дарами, и украшает ее Своими плодами (ср. Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22). Силою Евангелия Он сообщает Церкви юность, непрестанно обновляет ее и ведет к совершенному сочетанию с Женихом. Ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: "Прийди!" (ср. Откр 22, 17)».

Следовательно, церковное общение есть дар, великий дар Святого Духа, который верующие-миряне призваны принимать с благодарностью и которым они призваны жить с глубоким чувством ответственности. Это конкретно осуществляется через их участие в жизни и миссии Церкви, на служение которой верующие-миряне приносят свои разнообразные и дополняющие друг друга виды служений и харизм.

Верующий-мирянин "никогда не может замыкаться в себе самом, духовно изолируясь от общины, но должен жить в постоянном взаимообмене с другими, в живом ощущении братства, в радости, исходящей от равного достоинства и с обязательством являть плоды того безмерного богатства, которое унаследовал каждый. Дух Господень дарует ему, как и остальным, разнообразные харизмы, приглашает его принять различные виды служений и поручений, напоминает ему, как Он напоминает всем людям в их отношениях в Церкви, что все то, что отличает его, не есть некое более высокое достоинство, но особая и дополнительная способность к служению [...]. Таким образом, харизмы, различные виды служений и поручения, осуществляемые верующим-мирянином, существуют в общине и ради общины. Они являются богатствами, дополняющими друг друга на благо всех, под мудрым водительством Пастырей Церкви".

21. Второй Ватиканский Собор представляет служения и харизмы как дары Святого Духа для построения Тела Христова и ради его миссии спасения мира. Церковь направляема и ведома Святым Духом, Который щедро изливает различные иерархические и харизматические дары на всех крещеных, призывая их быть активными и солидарно ответственными.

Все существующие и действующие в Церкви служения являются, пусть даже различным образом, участием в служении Иисуса Христа, Доброго Пастыря, полагающего жизнь Свою за овец (ср. Ин 10, 11), смиренного служителя, отдающего Себя целиком ради спасения многих (ср. Мк 10, 45). Святой Павел достаточно ясно говорит об установлении служений в Церкви в апостольские времена. В Первом послании к Коринфянам он пишет: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями [...]" (1 Кор 12, 28). В Послании к Ефесянам читаем: "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова [...]. И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4, 7; 11-13; ср. Рим 12, 4-8). Как явствует из этих и иных текстов Нового Завета, служения, равно как и дары и церковные обязанности, являются многочисленными и разнообразными.

24. Святой Дух, вверив Церкви-Общению различные виды служений, в то же время обогатил ее иными особыми дарами и талантами, называемыми харизмами. Они могут принимать самые разнообразные формы, как выражение абсолютной свободы Духа, их щедро изливающего, а также как ответ на многообразные потребности, возникающие в истории Церкви. Описание и классификация, данные этим дарам в текстах Нового Завета, являются знамением их великого многообразия: "Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, Тем же Духом; иному вера, Тем же Духом; иному дары исцелений, Тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков" (1 Кор 12, 7-10; ср. 1 Кор 12, 4-6. 28-31; Рим 12, 6-8; 1 Петр 4, 10-11).

Будучи чрезвычайными или же простыми и смиренными, харизмы являются видами благодати Святого Духа, которые обладают, прямо или косвенно - в соответствии со своим предназначением - пользой для церковной общины, внося свой вклад в созидание Церкви, на благо человечества и удовлетворение нужд мира.

И в наше время нет недостатка в щедром проявлении разнообразных харизм среди верующих-мирян, как мужчин, так и женщин. Хотя эти харизмы даются отдельным людям, но также они могут разделяться и другими, таким образом сохраняя свое существование во времени как драгоценного и живого наследия, порождающего особое духовное родство между людьми. Именно в отношении апостольства мирян Второй Ватиканский Собор говорит: "Для осуществления такого апостольства, Святой Дух, освящающий Народ Божий через служение и таинства, так же подает верующим особые дары (ср. 1 Кор 12, 7), "разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор 12, 11), чтобы все и каждый "тем даром, который получили, служили другим", и сами были "хорошими домостроителями многообразной благодати Божией" (1 Петр 4, 10) в созидании всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16)"79.

Согласно логике изначального Божественного дарения, как напоминает нам Собор, дары Святого Духа требуют, чтобы те, кто их принял, употребляли их для возрастания всей Церкви.

Харизмы должны быть приняты с благодарением как со стороны тех, кто их получает, так и со стороны всей Церкви. Они являются по сути уникальным богатством благодати для жизненной силы апостольства и для святости всего Тела Христова, при условии, что они представляют собой дары, истинно происходящие от Святого Духа и используются в полном соответствии с подлинными побуждениями Духа. В этом смысле всегда необходимо различение харизм. Действительно, как сказали синодальные Отцы, "действие Святого Духа, Который дышит, где хочет, не всегда легко распознать и принять. Мы знаем, что Бог действует во всех верных христианах, и мы осознаем те благодеяния, которые происходят от харизм как для отдельных людей, так и для всей христианской общины. Вместе с тем, мы также осознаем силу греха и его попытки вселить тревогу и смущение в жизнь верующих и в жизнь общины".

По этой причине никакая харизма не освобождает от поддержания отношений с Пастырями Церкви и от подчинения им. Собор ясно утверждает: "Суждение об их [харизм] подлинности и правильном употреблении принадлежит тем, кто предстательствует в Церкви, тем, кому особо надлежит не угашать Духа, но все испытывать и доброго держаться (ср. 1 Фес 5, 12 и 19-21)", чтобы все харизмы могли сотрудничать в многообразии и взаимодополняемости во имя общего блага.

26. Xотя церковное общение всегда обладает универсальным измерением, оно находит свое более непосредственное и зримое выражение в жизни прихода. Приход является предельной локализацией Церкви, и в определенном смысле он есть сама Церковь, которая живет среди своих сынов и дочерей.

Необходимо, чтобы все мы вновь раскрыли в свете веры подлинный облик прихода, то есть саму "тайну" присутствующей и действующей в нем Церкви, даже если временами она бедна людьми и средствами, даже если в иных случаях она рассеяна по обширнейшим территориям или же ее почти невозможно найти в густонаселенных и хаотичных кварталах современных городов. Приход является не просто структурой, территорией, строением, но скорее "семьей Божией, как братство, воодушевляемое духом единства", он есть "семейный и гостеприимный дом", "община верных". В конечном счете, приход основан на богословской реальности, поскольку он является евхаристической общиной. Это означает, что он является общиной, пригодной для совершения Евхаристии, живого корня для его возрастания и сакраментальных уз для его пребывания в полном общении со всей Церковью. Таковая пригодность коренится в том, что приход является общиной веры и органичной общиной, то есть общиной, складывающейся из рукоположенных служителей и других христиан, в которой приходской настоятель, представляющий епархиального епископа, является иерархическим звеном, связывающим приход со всей отдельной Церковью.

Задача Церкви в наши дни несомненно грандиозна, и ее исполнение не может быть, конечно, возложено только лишь на приход. Поэтому Кодекс канонического права предусматривает формы сотрудничества между приходами на определенной территории и рекомендует епископскому попечению все категории верных, включая тех, которые не могут пользоваться обычным пастырским попечением. Необходимы многочисленные места и формы присутствия и действия для того, чтобы слово и благодать Евангелия могли распространиться в разнообразных условиях жизни сегодняшнего человека. Равным образом, в культурной, социальной, образовательной, профессиональной и других областях существуют многие иные пути распространения веры и апостольства в среде окружения, для которых приход не может быть установлен в качестве центра и отправной точки. Тем не менее и сегодня приход переживает новое и многообещающее время. Как говорил Павел VI, обращаясь к римскому духовенству в начале своего понтификата: "Мы просто верим, что эта древняя и досточтимая структура прихода обладает незаменимой миссией и огромной актуальностью: ей надлежит создавать первую общину христианского народа, подготовить и приучить народ к нормальной практике литургической жизни, сохранять и оживлять веру сегодняшних людей, служить школой спасительного учения Христова, осуществлять в чувствах и делах смиренную любовь благих и братских дел".

Отцы Синода, со своей стороны, внимательно рассмотрели существующее положение, в котором находятся многочисленные приходы, призвав их к более решительному обновлению: "Многие приходы как в урбанизированных регионах, так и на миссионерских территориях не в состоянии полностью развивать свою деятельность из-за недостатка материальных средств или же рукоположенных лиц, либо вследствие большой географической протяженности и особого положения некоторых христиан (как, например, изгнанников и эмигрантов). Для того чтобы все эти приходы были подлинными христианскими общинами, местные власти должны оказывать содействие: а) приспособлению приходских структур в соответствии с полной мерой гибкости, предусмотренной каноническим правом, прежде всего, имея в виду поощрение участия мирян в пастырских обязанностях; б) малым, основным церковным общинам, также называемым "живыми" общинами, в которых верующие могут передавать Слово Божие друг другу, выражать его в служении другим и взаимной любви; эти общины являются подлинными выражениями церковного общения и центрами евангелизации, действующими в общении со своими пастырями". Для обновления общин и для лучшего обеспечения эффективности их деятельности необходимо также поддерживать развитие различных форм сотрудничества - также и на институциональном уровне - между приходами на одной и той же территории.

27. Теперь необходимо более подробно рассмотреть общение и участие верующих-мирян в приходской жизни. В этом отношении следует привлечь внимание всех верующих-мирян, мужчин и женщин, к следующим словам Собора, особенно значительным и вдохновляющим в своей истинности: "В церковных общинах, - читаем мы в Декрете об апостольстве мирян, - их деятельность так нужна, что без нее само апостольство пастырей не может в большинстве случаев вполне достичь своего результата". Это - особенно важное утверждение, которое, очевидно, должно быть истолковано в свете "экклезиологии общения": будучи разнообразными и взаимодополняющими, все виды служений и харизм необходимы для возрастания Церкви, каждый в своем собственном роде. Верующие-миряне должны еще глубже проникнуться убеждением в том особом значении, которое приобретают апостольские обязательства в их общине. И вновь Собор со всей авторитетностью подчеркивает это положение: "Приход дает наглядный пример апостольства в общине, собирая воедино все имеющееся в нем человеческое разнообразие и включая его во вселенскую природу Церкви. Миряне должны привыкать к работе в приходе в тесном единении со своими священниками; они должны приносить в общину Церкви свои собственные проблемы, проблемы мира сего и вопросы, касающиеся спасения людей, чтобы их рассматривать и разрешать, принимая во внимание мнение всех; в меру своих возможностей, они должны стараться содействовать всякому апостольскому и миссионерскому начинанию своей церковной семьи".

Если приход на самом деле является Церковью, пребывающей среди людей, то он живет и действует, глубоко погрузившись в стихию человеческого общества и пребывая в сугубой связи с его чаяниями и драматическими коллизиями. Очень часто социальный контекст, особенно в некоторых странах и в определенных ситуациях, жестоко потрясают силы дезинтеграции и дегуманизации. Человек потерян или дезориентирован, но в своем сердце он всегда сохраняет желание ощущать и развивать более братские и более человеческие отношения. Ответ на таковое желание может прийти из прихода, когда он, при живом участии верующих-мирян, сохраняет приверженность своему изначальному призванию и своей миссии - быть в этом мире "местом" общения верующих и вместе с тем "знамением" и "орудием" призвания всех к общению, одним словом, - быть домом, открытым для всех и для служения всем, или, как любил говорить Папа Иоанн XXIII, "деревенским колодцем", к которому все могут припасть, дабы утолить жажду.

29. Церковное общение, уже присутствующее и действующее в поступках отдельной личности, особым образом выражается в совместной работе верующих-мирян в группах, то есть в солидарной деятельности, осуществляемой ими в процессе их ответственного участия в жизни и миссии Церкви.

В последнее время феномен объединения мирян между собой начал приобретать особенно разнообразный и живой характер. Если в истории Церкви объединения мирян всегда присутствовали тем или иным образом, как о том свидетельствуют вплоть до сего дня различные братства, третьи ордены и разнообразные общества, то такие объединения обрели особый импульс в нынешние времена, ставшие свидетелями рождения и распространения многообразных форм объединений: ассоциаций, групп, общин и движений. Мы можем говорить о новой эре коллективных объединений верующих-мирян. Действительно, "наряду с традиционными формами ассоциаций, и часто происходя из тех же самых корней, произросли новые движения и братства, обладающие особым обликом и целями: столь велико богатство и столь многогранны возможности, которые Святой Дух питает в церковной общине, и столь обширны инициативные способности и щедрость наших мирян".

Часто эти объединения мирян представляются весьма различными друг от друга по множеству аспектов, таких как внешние структуры, пути и методы воспитания, а также области деятельности. Тем не менее, все они глубоко сходны в одной всеобъемлющей цели, которая их вдохновляет, а именно - в ответственном участии в миссии Церкви, возвещающей Евангелие Христово как источник надежды для человека и обновления общества.

Объединение мирян в группы по духовным и апостольским мотивам проистекает из различных источников и отвечает разным потребностям: оно выражает социальную природу личности и поэтому ведет к более широкой и убедительной эффективности работы. На самом деле, "культурный эффект", будучи источником и стимулом, а также плодом и знамением всех иных трансформаций социального окружения и общества, может достигаться лишь с помощью труда не столько отдельных людей, сколько "социальных субъектов", то есть групп, общин, ассоциаций и движений. Это находит особое подтверждение в контексте плюралистического и раздробленного общества - подобного тому, которое существует сегодня в различных частях мира, - перед лицом проблем, ставших неизмеримо более сложными и многоплановыми. С иной стороны, и прежде всего в секуляризованном мире, различные формы объединений мирян могут представлять для многих людей ценную помощь для осуществления христианской жизни, отвечающей требованиям Евангелия, а также миссионерских и апостольских обязательств.

Помимо этих мотивов, глубокой причиной, оправдывающей и требующей объединения мирян в группы, является причина богословского порядка, основывающаяся на экклезиологии, что открыто признал Второй Ватиканский Собор, указав на коллективное апостольство как на "знамение общения и единства Церкви во Христе".

Это знамение должно быть явлено через "общение" как во внутренних, так и во внешних аспектах различных форм объединений мирян и в более широком контексте христианской общины. Именно указанная богословская причина объясняет, с одной стороны, "право" создавать ассоциации мирян, а с другой стороны, - необходимость существования "критериев" для распознавания церковной подлинности форм таких объединений.

Прежде всего необходимо признать свободу объединений мирян в Церкви. Таковая свобода является подлинным и собственным правом, которое не проистекает из какого-либо рода "уступки" со стороны власти, но происходит из Крещения, того таинства, которое призывает верующих-мирян активно участвовать в общении и миссии Церкви. Об этом Собор говорит совершенно ясно: "При наличии необходимой связи с церковной властью, миряне имеют право основывать сообщества, руководить ими и давать им наименования". Это текстуально подтверждает последний Кодекс канонического права: "Верующие имеют полное право свободно основывать и возглавлять сообщества, направленные на благотворительные или благочестивые цели, либо на содействие христианскому призванию в мире, а также собираться вместе для достижения этих целей".

Речь идет о свободе, признанной и гарантированной церковной властью, которая должна осуществляться всегда и единственно в общении Церкви. Следовательно, право верующих-мирян создавать объединения существенным образом касается жизни общения и миссии самой Церкви.

30. Всегда в перспективе общения и миссии Церкви, а потому не в ущерб свободе объединений, следует понимать необходимость ясных и четких критериев распознавания и признания сообществ мирян, также называемых "критериями церковности".

В качестве фундаментальных критериев для распознавания любого без исключения объединения верующих-мирян могут быть рассмотрены следующие положения:

- Первенство, уделяемое призванию всякого христианина к святости, явленной в "плодах благодати, приносимых Духом в верных" и основывающееся на стремлении стяжать полноту христианской жизни и совершенство любви. В этом смысле все и всяческие объединения верующих-мирян призваны быть во все возрастающей мере орудием святости в Церкви, благоприятствуя "тесному единению повседневной жизни своих членов с их верой" и поощряя его.

- Ответственность исповедовать католическую веру, принимая и провозглашая истину о Христе, о Церкви и о человеке в послушании Учительству Церкви, которая дает ее аутентичное истолкование. Поэтому каждое объединение верующих-мирян должно быть форумом, где проповедуют веру и приводят к ней и где учат вере в полноте ее содержания.

- Свидетельство прочного и подлинного общения в сыновних отношениях с Папой, вечным и видимым центром единства Вселенской Церкви, и с епископом, "видимым началом и основой единства" в отдельной Церкви, - во "взаимном уважении всех видов апостольства в Церкви". Общение с Папой и с епископом призвано выражаться в лояльной готовности принять их доктринальное учение и пастырские указания. Более того, церковное общение требует признания законного многообразия форм объединений верующих-мирян в Церкви и, в то же время, готовность к взаимному сотрудничеству.

- Согласие с апостольской целью Церкви и участие в ее осуществлении, то есть "евангелизация и освящение людей и христианское воспитание их совести, с тем, чтобы они могли наполнить духом Евангелия различные общины и социальные круги". В этой перспективе от всех форм объединений верующих-мирян и от каждой из них в отдельности требуется миссионерское рвение, которое сделает их еще более активными проводниками новой евангелизации.

- Обязательство присутствовать в человеческом обществе, которое в свете социального учения Церкви поставлено на служение целостному достоинству человека.

Все это означает, что объединения верующих-мирян должны стать живоносными потоками участия и солидарности ради создания более справедливых и братских условий в обществе.

Изложенные здесь фундаментальные критерии обретают свою достоверность в тех конкретных плодах, которые сопутствуют различным формам жизни и деятельности объединений мирян: обновленное восприятие молитвы, созерцания, литургической и сакраментальной жизни; новое пробуждение призваний к христианскому браку, к служебному священству и посвященной Богу жизни; готовность участвовать в программах и деятельности Церкви как на местном, так и на национальном и интернациональном уровне; обязательства катехизировать и педагогические способности в воспитании христиан; стремление присутствовать как христианам в различных сферах общественной жизни, а также создание и вдохновление дел милосердия, культурной и духовной деятельности; дух отрешенности и евангельской бедности ради более щедрой любви ко всем людям; обращение к христианской жизни и возвращение к церковному общению тех крещеных, которые "отошли" от веры.

31. Все мы, пастыри и верные, обязаны развивать и постоянно поддерживать узы и братские отношения уважения, сердечности и сотрудничества между различными формами объединений мирян. Только так богатство даров и харизм, которые предлагает нам Господь, может внести свой плодотворный и здравый вклад в построение общего дома: "Чтобы солидарно возводить общий дом необходимо, кроме того, оставить всякий дух антагонизма и распрей и состязаться в почтительности друг к другу (ср. Рим 12, 10), предупреждая друг друга в любви и в желании сотрудничать с терпением, дальновидностью, готовностью к жертве, которая порой может быть с этим связана".

Вновь обратимся к словам Иисуса: "Я есмь лоза, а вы ветви" (Ин 15, 5), - возблагодарив Бога за великий дар церковного общения, которое есть отражение во времени вечного и неизреченного общения в любви Триединого Бога. Осознание дара должно сопровождаться сильным чувством ответственности: это действительно дар, который для того, чтобы жить в более полном общении, требует умножать его подобно таланту из евангельской притчи.

Быть ответственным за дар общения означает, прежде всего, настойчиво стремиться побеждать всякое искушение разделения и противопоставления, которое посягает на жизнь и апостольские обязательства христиан. Исполненный горести и замешательства крик апостола Павла: "Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос?" (1 Кор 1, 12-13) продолжает звучать упреком тем, кто "ранит Тело Христово". Наоборот, пусть убедительным призывом звучат следующие слова апостола: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор 1, 10).

Так жизнь церковного общения становится знамением для мира и притягательной силой, ведущей к вере во Христа: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин 17, 21). Таким образом общение открывается навстречу миссии, оно само становится миссией.

35. Церковь должна сегодня сделать большой шаг вперед в своей евангелизации, должна выйти на новый исторический этап в своем миссионерском динамизме. В мире, который с преодолением расстояний сделался еще меньше, церковные общины должны крепить связи между собой, обмениваться жизненными силами и средствами, действовать совместно в единой и общей миссии провозглашения Евангелия и жизни согласно ему. "Так называемые "молодые" Церкви, - говорят Отцы Синода, - нуждаются в силе древних Церквей, в то время, как последние испытывают необходимость в свидетельстве и в импульсе молодых, чтобы отдельные Церкви черпали богатства других Церквей".

На этом новом этапе молодые Церкви обнаруживают, что существенно важным и неотъемлемым элементом plantatio Ecclesiae (основания Церкви) является подготовка не только местного клира, но также и зрелого и ответственного лаиката. Таким образом, уже евангелизированные общины отправляются в новые области мира, чтобы и они могли соответствовать миссии возвещения Евангелия Христа и свидетельства о нем.

По уместному замечанию Отцов Синода, верующие-миряне примером своей жизни и собственной деятельностью могут способствовать улучшению отношений между последователями различных религий: "Сегодня Церковь повсеместно живет среди людей разных религий [...]. Все верующие, особенно миряне, живущие среди народов другого вероисповедания, на родине или в эмиграции, должны быть для этих народов знамением Господа и Его Церкви способом, пригодным для условий жизни в любом месте. Диалог между религиями имеет преимущественное значение потому, что ведет ко взаимной любви и уважению, устраняя или хотя бы смягчая предрассудки последователей различных религий и способствуя единству и дружбе между народами".

Для евангелизации мира нужны, прежде всего, евангелизаторы. Поэтому все, начиная с христианских семей, должны чувствовать ответственность в деле содействия появлению и созреванию специфически миссионерских призваний, как среди священников и монашествующих, так и среди мирян, используя все уместные средства и никогда не пренебрегая предпочтительным средством молитвы, согласно словам Господа Иисуса: "Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф 9, 37-38).

55. Все члены Народа Божия: священники, монахи и монахини, верующие-миряне, - являются работниками виноградника. В то же время они - цель и субъекты общения Церкви и участия в ее миссии спасения. Все мы и каждый в отдельности работаем в едином и общем винограднике Господа, осуществляя разные и взаимодополняющие харизмы и служения.

Уже на уровне бытия, еще прежде уровня действия, христиане суть ветви единой плодоносящей жизни, которая есть Христос, они - живые члены единого Тела Господня, возведенного силой Святого Духа. "На уровне бытия" - означает не только посредством жизни благодати и святости, которая есть первый и обильнейший источник апостольской и миссионерской плодотворности святой Матери Церкви; но означает также - посредством образа жизни, характерного для священников и диаконов, монахов и монахинь, членов институтов посвященной жизни и верующих-мирян.

В Церкви-Общении образы жизни устроены один для другого и таким образом тесно связаны между собой. Конечно, все они имеют общий, единый глубокий смысл, что означает, что каждый из них является различным способом проживания равного христианского достоинства и общего призвания к святости в совершенстве любви. Они одновременно различны и взаимодополняющи в том смысле, что каждый из них обладает своим оригинальным и неповторимым характером, и в то же время каждый из них находится в связи с другими и выполняет в отношении других служебную роль.

Так, мирской образ жизни имеет свои специфические черты в светском характере и осуществляет церковное служение в свидетельстве и напоминании, своим собственным путем, священникам, монахам и монахиням о том значении, которым обладает земная и временная реальность в спасительном замысле Бога. В свою очередь служебное священство представляет собой в различное время и в разных местах постоянную гарантию таинственного присутствия Христа Искупителя. Монашеский образ жизни свидетельствует об эсхатологическом характере Церкви, т.е. о ее стремление к Царству Божиему, которое предсказано и некоторым образом предварено и предвкушаемо обетами чистоты, бедности и послушания.

Все образы жизни, взятые как в совокупности, так и по отдельности в связи с остальными, служат возрастанию Церкви и являются разнородностью, глубоко соединенной в "тайне общения" Церкви и динамично скоординированной в своей единой миссии.

Таким образом, в различных укладах жизни и в разнообразии призваний эта одна и та же, единая тайна Церкви раскрывает и заново ощущает бесконечное богатство тайны Иисуса Христа.

56. Богатое многообразие Церкви находит свое дальнейшее проявление внутри каждого образа жизни. Так, в образе мирской жизни даны разные "призвания", то есть различные духовные и апостольские пути, которыми идут отдельные представители верующих-мирян. На поле "всеобщего" призвания мирян процветают "особые" призвания мирян. В этой области мы можем вспомнить также духовный опыт, недавно созревший в Церкви с расцветом различных форм секулярных Институтов: для верующих-мирян, но также и для самих священников, они открывают возможности для исповедания евангельских советов бедности, целомудрия и послушания посредством обетов или обещаний, при полном сохранении своего мирского или духовного состояния. Как отмечают Отцы Синода, "Святой Дух пробуждает также другие формы принесения себя в дар Богу, которыми посвящают себя люди, полностью остающиеся в мирской жизни".

59. Раскрытие и осуществление собственных призвания и миссии требуют от верующих-мирян воспитания и подготовки в том единстве, которым ознаменовано само их бытие как членов Церкви, а также граждан человеческого общества.

В их бытии не могут существовать две параллельные жизни: с одной стороны, так называемая "духовная" жизнь со своими ценностями и потребностями, а с другой - так называемая "мирская" жизнь, вмещающая в себя семью, работу, общественные связи, политические и культурные обязательства. Ветвь, укорененная в лозе, которая есть Христос, приносит свои плоды в каждой области деятельности и бытия. Конечно, все различные области мирской жизни входят в замысел Бога, Который желает, чтобы они были "историческим местом" раскрытия и осуществления любви Иисуса Христа во славу Отца и для служения братьям. Каждый вид деятельности, каждая ситуация, каждая конкретная форма обязательств, как, например, профессиональная компетентность и солидарность в работе, любовь и преданность в семье и воспитание детей, социальное и политическое служение, защита истины в области культуры, - все это есть дарованные Провидением возможности для "непрестанного совершенствования веры, надежды и любви".

62. Необходимо также создавать и развивать "воспитательные общины", формируемые совместно родителями, преподавателями, священниками, монахами и монахинями, представителями молодежи. И для того чтобы школа могла достойно исполнять свою функцию подготовки и воспитания, верующие-миряне должны чувствовать обязанность требовать от всех и для всех истинной свободы в деле воспитания, гарантированной также посредством соответствующего гражданского законодательства.