Павел VI. Evangelii nuntiandi

 

извлечения. Полный текст см.

http://www.edit.francis.ru/index.php?show=lib&book=1053808556

58. Недавний Синод уделил много внимания небольшим - или «базовым» - общинам, поскольку о них сегодня часто упоминается в Церкви. Что они собой представляют и по какой причине они - особенные адресаты евангелизации и в то же время сами должны осуществлять евангелизацию? Согласно различным свидетельствам, представленным на Синоде, расцветающие почти повсеместно в Церкви общины сильно различаются между собой в пределах одного региона и еще больше - от региона к региону.

 

В некоторых регионах они, за некоторым исключением, возникают и развиваются внутри Церкви, связаны с ее жизнью, питаемы ее учением, объединены ее пастырями. В этом случае они рождаются из потребности жить еще более интенсивно жизнью Церкви либо из желания и поиска более гуманного измерения, которое более крупные церковные общины могут предложить с трудом, особенно в современных городских метрополиях, благоприятствующих жизни в массе и вместе с тем анонимным образом. Они могут по-своему продолжить на духовном и религиозном уровне - через культ, углубление веры, братскую любовь, молитву, общение с пастырями - небольшое социальное образование, деревню и т. п. Они также могут объединить для слушания слова Божьего и размышления над ним, для совместного участия в таинствах и братских трапезах группы людей, однородные по возрасту, культурному уровню, гражданскому состоянию или социальному положению, супружеские пары, молодежь, профессионалов и т.п., а также людей, которых жизнь уже объединила в борьбе за справедливость, за братскую помощь бедным, за человеческое развитие. Или же, наконец, они могут объединять христиан там, где нехватка священнослужителей отрицательно сказывается на нормальной жизни приходской общины. Все это предполагается внутри общин, созданных Церковью, в особенности отдельными Церквями и приходами.

 

В других регионах «базовые» общины, напротив, объединяются духом суровой критики в адрес Церкви, которую они нарекают «институциональной» и которой противопоставляют себя как харизматические общины, обладающие свободной структурой и воодушевляемые только Евангелием. Таким образом, для этих общин свойственно явное осуждение и отрицание традиционных понятий, характерных для жизни Церкви: церковной иерархии, символики. Эту Церковь они радикальным образом отрицают. В этом направлении руководящие ими идеи очень скоро принимают идеологическую окраску, и лишь в редком случае эти общины не становятся впоследствии жертвой какого-либо политического течения, затем системы, более того - партии, со всеми вытекающими последствиями, становясь орудием в их руках.

 

Можно отметить существенное отличие: общины, которые в силу своего духа отрицания откалываются от Церкви, единству которой при этом они наносят вред, могут именовать себя «базовыми общинами», но это определение носит исключительно социологический характер. Они не могут называться - не искажая истинного значения определения - «базовыми церковными общинами», даже если, оставаясь враждебными по отношению к иерархии, претендуют на то, чтобы последовательно защищать единство Церкви. Это определение принадлежит другим общинам, тем, которые собираются в Церкви, чтобы способствовать ее росту. Именно такие общины станут средоточием евангелизации на пользу более широких общин, в особенности - отдельных Церквей, и станут надеждой для Вселенской Церкви, как было замечено нами в заключение вышеупомянутого Синода, по мере того как они:

 

- будут питаемы словом Божиим и не позволят себе стать узниками политической поляризации или модных идеологий, всегда готовых эксплуатировать их огромный человеческий потенциал;

 

- будут избегать постоянно подстерегающего соблазна систематического пререкания и духа гиперкритики якобы во имя обеспечения аутентичности и достижения сотрудничества;

 

- останутся непоколебимо приверженными отдельной Церкви, которой они принадлежат, и Церкви Вселенской, избежав тем самым опасности - к сожалению, реальной! - замкнуться в самих себе, расценивать себя в качестве единственной подлинной Церкви Христовой и тем самым предавать анафеме остальные церковные общины;

 

- сохранят искреннее единение с пастырями, которых Господь дал своей Церкви, и с Учительством, которое им доверил Дух Христа;

 

- никогда не станут расценивать себя в качестве единственных объектов и единственных вершителей евангелизации (или даже единственных хранителей Евангелия!), но, сознавая, что Церковь намного более обширна и разнообразна, смогут принять, что она воплощается также и в других формах, отличных от той, в которой существуют они;

 

- будут ежедневно возрастать в миссионерском сознании, усердии, долге и деятельности;

 

- покажут во всем свой вселенский характер и ни в коей мере сектантский.

 

При соблюдении вышеуказанных, безусловно жестких, но воодушевляющих условий «базовые» церковные общины смогут соответствовать своему основополагающему призванию - внимать возвещенному им Евангелию и быть избранными адресатами евангелизации, - и без промедления станут провозвестниками Евангелия.