Посвящение в чин дев в приходе св. Игнатия Антиохийского

5 декабря 2010 г., в попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Москве в греко-католическом приходе св. Игнатия Антиохийского состоялось посвящение в чин дев Ольги Тимофеевой. По поручении ординария для католиков византийского обряда еп. Иосифа Верта чин посвящения совершил администратор прихода св. Игнатия о. Сергей Николенко.

В своей проповеди он сказал: «Чин дев - это прообраз монашества. Посвящение вдов и дев проводилось в первые века существования Церкви: так эти женщины получали необходимую благодать, дабы посвятить себя служению Богу.

Позже, когда возникло институциональное монашество, об этом чине дев и вдовиц забыли и вновь вспомнили к середине XIX века, когда кризис в Церкви стал явным. Ко времени Второго Ватиканского собора сформировалось понимание того, что необходимо возрождать институт посвященных Богу женщин и мужчин, не привязанных к какой-либо монашеской организации, а напрямую подчиненных епископу - главе местной церкви.

Христианская жизнь этих людей проходит в миру, в той общине, которой они служат. Это может быть приход, движение и т.п. Это дань времени, дань возросшей свободе человека. Ибо возрастающая свобода - главный вызов нашей современности. Свобода - дар, однако людям зачастую тяжело устоять перед всякими интересными вещами: деньги зарабатывать, путешествовать, исследовать геном человека для защиты от всех болезней и т.п. Во всем этом также возможно служение Богу - не прямое, а опосредованное, через деятельность. Но люди - существа увлекающиеся, они попадают в ловушки жадности и трудоголизма.

Что же касается людей, посвятивших себя Богу, то предполагается, что они получают достаточную помощь от Бога и от Церкви: вроде бы они занимаются в миру тем же самым, что и другие люди, но по сути служение Богу у них на первом месте, а вся остальная деятельность - на втором.

Как они служат Богу? Молитва, милостыня, пост - на этих направлениях рождается гармоничная личность.

Когда в латинском обряде восстанавливали чин посвящения, главным символом были выбраны плат и обручальное кольцо - символ мистического брака с Небесным Женихом. Это ранняя латинская монашеская традиция. Византийское же богословие этого обряда другое. В обряде византийском главное, согласно древней традиции - облечение во Христа в русле богословия, разработанного апостолом Павлом. Символом этого является параман».

Обычай посвящения дев родился в ранней Церкви. «С апостольских времен девы-христианки, призванные Господом неотступно следовать за Ним в величайшей свободе сердца, тела и духа, принимали с одобрения Церкви решение - жить в состоянии девственности "ради Царства Небесного"» (ККЦ 922).

Катехизис (ККЦ 923) говорит: "Выражая священное стремление как можно более верно следовать за Христом, девы посвящаются Богу епархиальным епископом согласно утвержденному литургическому обряду, обручаются мистически со Христом Сыном Божиим и отдают себя на служение Церкви". Через торжественный обряд посвящения дева "становится посвященным лицом, знамением любви Церкви ко Христу, эсхатологическим образом этой Невесты неба и грядущей жизни".

Среди святых дев первых веков наиболее известны Агния и Женевьева Парижская. С течением времени число дев росло, появились общины, живущие в монастырях. Монашество развивалось, и все меньше женщин, остававшихся в миру, выбирали посвящение дев.

Второй Ватиканский Собор напомнил о том, каким великим даром для Церкви являются девы, живущие в миру, и предписал пересмотреть обряд их посвящение, давно уже не применявшийся. Обновленный чин посвящения дев (в латинском обряде) был введен 31 мая 1970. С того времени, после восьмисотлетнего перерыва, возрождается этот чин.

В Служебнике латинского обряда чин посвящения дев предваряет введение, где, в частности, говорится: дева, посвященная Богу, - это «знак любви Церкви ко Христу, образ Невесты и будущей жизни».