Евангелизация взрослых – сердце и образ миссии Церкви

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Доклад свящ. Иакинфа Дестивеля, ОР, настоятеля прихода св. Екатерины Александрийской, который прозвучал на пастырских встречах в январе, станет основой для дискуссии на февральских пастырских встречах священников и монашествующих Архиепархии Божией Матери в Москве.

В начале этого доклада о евангелизации взрослых не могу не признать, что я с трепетом приступаю к этой теме. Евангелизация взрослых – это сердце и образ миссии Церкви, о котором уже много написано и сказано. Тем не менее я хочу предложить некоторые замечания по этому вопросу, надеясь, что они смогут дать пищу нашему общему размышлению и будущей дискуссии. Цель этого доклада – напомнить учение Церкви о евангелизации взрослых в свете опыта пастырской работы в России. Я буду опираться на предыдущие доклады отца Игоря Ковалевского и отца Николая Дубинина, на документы Церкви, такие как апостольское обращение «Evangelii nuntiandi», «Общее катехитическое руководство», «Чин христианского посвящения взрослых», а также на ту информацию, которую я почерпнул из бесед со священниками, особенно со своими братьями доминиканцами, с сестрами и мирянами, работающими на этом поприще, а также на мой личный небольшой пастырский опыт работы в России.

Тема, о которой меня попросили говорить, – «евангелизация взрослых». Не катехуменат, не катехизация взрослых, а именно евангелизация взрослых. Поэтому нам надо прежде всего определить смысл этих двух терминов.

Что такое евангелизация? Отец Игорь прекрасно справился с задачей определить этот термин в своем докладе «Евангелизация – неотъемлемая черта Церкви». Опираясь на него, я просто хочу подчеркнуть некоторые моменты, особенно важные для евангелизации взрослых. Можно по-разному понимать, что такое евангелизация. «Чин христианского посвящения взрослых» понимает прекатехуменат как евангелизацию. С другой стороны, ОКР (Общее катехитическое руководство) различает так называемое первое благовестие, т.е. керигму, и собственно катехизацию, которые являются разными этапами евангелизации. На самом деле понятие «евангелизация» шире, чем «катехизация». Евангелизация включает в себя катехизацию, в которую входит катехуменат, и постоянную формацию, а также первое благовестие, так называемую предевангелизацию и реевангелизацию.

Однако прежде чем говорить о евангелизации взрослых, надо определить, что значит быть взрослым В Евангелиях Христос призывает Своих учеников стать как дети: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф 18, 3). Апостол Павел, наоборот, призывает нас к зрелости. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1Кор 3, 1), – пишет Павел коринфянам. Или в другом месте, говоря о себе: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор 13, 11). Можно найти много отрывков в посланиях апостола Павла, где он различает детство и зрелость. На самом деле в этом нет противоречия и нет парадокса. В обоих случаях речь идет о возрастании во Христе. Для Христа стать взрослыми значит стать чадами Божиими.

С философской или психологической точки зрения взрослость можно определить тремя чертами. Первая – это способность принимать реальность и жить в реальном мире. Это значит, что взрослый человек знает свои ограничения, свои способности и возможности, что он не живет в выдуманном мире. Вторая черта – самостоятельность, независимость, способность жить своими силами, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Третья черта – способность передавать жизнь: не только с биологической точки зрения, но и с нравственной, т.е. способность отдавать, служить другим людям и обществу. Говоря о евангелизации взрослых, я сказал бы, что первая задача евангелизации – воспитывать людей, чтобы они стали взрослыми. Повзрослев, они будут способны не только воспринимать Евангелие, но и воплощать его в жизнь. Невозможно стать зрелым христианином, не будучи зрелым человеком.

Определение понятия взрослости зависит также от общественных условий. В истории человечества разные цивилизации имели различные представления об этапах человеческой жизни, об их числе и продолжительности, особенно о состоянии взрослости. В современном мире принято различать четыре этапа жизни человека: детство, молодость, взрослость, или зрелость, и старость. Официальные документы Католической Церкви о катехизации используют эту терминологию. Но надо иметь в виду, что эти этапы постоянно меняются. Сегодня молодость считается гораздо более длительным этапом из-за продолжительности учебы, из-за того, что теперь женятся и рождают детей гораздо позже, чем это было раньше. Старость также длится до такой степени, что сейчас на Западе принято говорить о «четвертом возрасте» (80 – 90 лет).

Говоря о взрослости, нам надо найти также особые черты, характерные для взрослых в России. Нисколько не претендуя на создание психологического портрета российского общества, можно назвать некоторые психологические особенности взрослых людей в России, которые важно учитывать в деле евангелизации: в России мало примеров зрелых верующих католиков; людям недостает осознания ценности человеческой личности; в сознании людей часто существует разделение между верой и реальной жизнью; многие люди не готовы брать на себя ответственность; для некоторых взрослых трудно совместить веру с разумом; придается большое значение внешним формам выражения веры; вера новообращенных часто стоит на хрупком основании, не имеет корней, таким людям трудно устоять в вере без поддержки общины.

Однако нельзя видеть только проблемы, у взрослых верующих в России много положительных качеств: это духовная жажда, стремление искать истину, умение слушать, доверие к проповедникам, готовность к покаянию…
Наконец, невозможно говорить о евангелизации взрослых в России, не имея в виду, что эта страна имеет глубокие христианские корни и что большинство людей здесь считают себя православными. Поэтому стать католиком в этой стране значит оказаться в меньшинстве и в каком-то смысле – вне традиционной русской культуры. Вот некоторые черты российского общества, которые надо иметь в виду, когда мы говорим о евангелизации взрослых в России.

С точки зрения евангелизации, нам надо различать три категории взрослых: те, которые не крещены; те, которые крещены, но не получили христианской формации, среди них православные, вошедшие в полное общение с Католической Церковью и требующие особого подхода; те, которые были крещены, просвещены и желают углублять свою веру. Каждая из этих категорий взрослых требует особого вида евангелизации.

В первой части я буду говорить о задачах евангелизации взрослых, во второй части – о разных уровнях евангелизации взрослых.

I. Задачи евангелизации взрослых

ОКР определяет четыре основных задачи катехизации, которые можно отнести также к евангелизации: углубление познания веры, нравственное воспитание, литургическое воспитание и наставление в молитве, к которым добавляет воспитание навыков общинной жизни и введение в миссионерство. Попробуем взглянуть на эти задачи с точки зрения евангелизации взрослых.

1. Углубление познания веры

Что касается углубления познания веры, ОКР, как и вся католическая традиция катехизации, различает познание содержания веры fides quae и утверждение в вере fides qua. Катехизация должна помогать ученикам Христа познавать Предание и Священное Писание. Эта задача осуществляется путем передачи Символа веры (ОКР, 85). ОКР напоминает, что представлению евангельской вести должны быть присущи определенные черты: троичность, христоцентризм, церковность, историчность, целостность, освобождающий характер; оно невозможно без инкультурации и т.д. Я хотел бы подчеркнуть некоторые аспекты, которые мне кажутся важными для углубления познания веры взрослых в России.

• Во-первых, у многих верующих в России преимущественно эмоциональный подход к религии, им трудно совмещать разум и веру. А наша вера исповедует, что сама Премудрость, сам Логос воплотился. Поэтому важно развивать разумные основания веры, особенно если вера основывается на эмоциях и иногда на суеверии. ОКР говорит: «Правильное понимание веры должно открывать, что дела и истины веры согласуются с требованиями человеческого разума, а Евангелие всегда близко и актуально. В этой связи необходима всесторонняя пастырская работа, связанная с развитием христианской мысли и христианкой культуры. Это позволит преодолеть определенные формы узости и фанатизма, а также произвольного и субъективного толкования» (ОКР, 175).

• Во-вторых, важно помнить, что Евангелие – это Благая Весть о спасении. Это особенно важно для верующих в России, которые иногда обращают больше внимания на присутствие зла в мире, чем на близость Царства Божиего и существование Божественного промысла. Только в свете Благой Вести о нашем спасении можно объяснять существование зла. Как говорил о. Игорь Ковалевский, «только когда мы помним, что Иисус Христос является единственным спасителем человека, Который Своей жертвой и Воскресением победил силы греха и смерти, мы можем адекватно выразить и объяснить учение Церкви об аде, вечном осуждении и дьяволе как противнике человеческого счастья». В связи с этим важно подчеркнуть освобождающий характер Благой Вести. Она позволяет взрослым, обладающим уже опытом страдания, позитивно воспринимать мир и жизнь каждого человека, особенно такие явления, как болезнь, бедность, грех, которые имеют смысл с точки зрения Божиего Провидения и не всегда – с нашей точки зрения.

• В-третьих, поскольку в России обращение человека часто носит сугубо индивидуальный характер, мне кажется важным показать также актуальность веры для современного общества. ОКР призывает катехизаторов взрослых «воспитывать способность правильно оценивать социокультурные изменения нашего общества в свете веры. Так у христианского народа воспитывается способность распознавать истинные ценности и опасности нашей цивилизации и занимать по отношению к ним правильную позицию» (ОКР, 175).

• В-четвертых, особенно важно подчеркнуть иерархический порядок, присущий благовестию. Очень часто русским неофитам трудно отличить действительно важное в католической вере от менее важного для нашего спасения. Используя выражение «иерархия истин», которым пользовались отцы II Ватиканского собора в декрете об экуменизме (UR 11), ОКР говорит, что «гармоничность всего евангельского обращения нуждается в „иерархии истин”, ибо они по-разному связаны с основанием веры». Однако эта иерархия «не означает, что некоторые истины менее значимы для самой веры, но лишь подчеркивает, что одни истины опираются на другие как на более фундаментальные и ими освещаются» (ОКР, 114).

• В-пятых, говоря о представлении основ веры взрослым в России, невозможно не говорить об экуменическом аспекте. ОКР подчеркивает: «Катехизация всегда и везде обладает неотъемлемым экуменическим измерением… она подчеркивает объединяющее всех христиан единство веры… пробуждает и питает истинное стремление к единству» (ОКР, 197). Это особенно важно для людей, которые были крещены в других Церквях и хотят войти в полное общение с Католической Церковью, чтобы этот выбор не был основан на отрицательной оценке их предыдущей общины.

2. Нравственное воспитание

Обращение к Христу предполагает следование за Ним, а значит, нравственное воспитание. ОКР подчеркивает важность Нагорной проповеди: «Нагорная проповедь, в которой Иисус повторяет Декалог и запечатлевает его духом заповедей блаженства, представляет собой постоянную точку отсчета в процессе нравственного воспитания» (ОКР, 85). Имея в виду некоторые черты российского общества, можно выделить несколько задач нравственного воспитания в рамках евангелизации взрослых.

• Часто новообращенные представляют себе нравственное воспитание как указания, чего нельзя делать, а что можно. Они хотят найти регламент правильного поведения. Но нравственное воспитание должно прежде всего научить человека искусству жить. В своем докладе о новой евангелизации кардинал Ратцингер уточнил содержание этого нравственного воспитания для современного человека: «Все это, – сказал он, – не предполагает морализма; когда христианство сводят только к нравственности, теряется само содержание проповеди Христа, т.е. дар новой дружбы, дар общения с Иисусом и через Него – с Богом». Особенно интересно, что в своем докладе кардинал Ратцингер показал, что цель евангелизации – предложить человеку искусство жизни, путь счастья: «Основной вопрос каждого человека следующий: как стать человеком, как научиться искусству жизни, каков путь к счастью? Евангелизировать значит показать этот путь, научить искусству жизни». Кардинал Ратцингер подчеркнул, что здесь основа – желание переживать радость. В начале своего общественного служения Иисус сказал: «Я пришел благовествовать нищим» (Лк 4, 18). «Но ведь самая глубокая нищета, – объяснил кардинал Ратцингер, – это неспособность испытывать радость (…) неспособность к радости предполагает и порождает неспособность любить (…) и поэтому мы нуждаемся в новой евангелизации; если искусство жить утрачено, ничто не идет на пользу».

• Отчасти из-за длительного периода тоталитарного режима в России людям зачастую недостаёт осознания ценности человеческой личности. В человеке не воспитывали чувства собственного достоинства, уважения к самому себе и другим. Поэтому в процессе евангелизации важно обращать особое внимание на то, что Бог наделил человека огромным достоинством. Этот аспект открывает нам другой момент, который важно вспомнить: евангелизация должна прежде всего иметь целью преобразить человека и человечество, а не просто дать ему правила нравственной жизни. Как говорит ОКР, цитируя Пастырскую конституцию Gaudium et Spes, «преподавая христианскую весть, катехизация не только показывает природу Божию и Его домостроительство спасения, но и, по примеру Самого Иисуса, полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание» (ОКР, 116; GS, 22). Как говорил Папа Павел VI, «для Церкви совершать евангелизацию означает нести Благую Весть во все слои общества и способствовать преображению изнутри, обновлению человеческого сообщества (…) Церковь стремится изменить как личное, так и общественное сознание людей, их деятельность, жизнь и среду, которая их окружает» (EN 18).

• В России на протяжении длительного времени многие решения за людей принимало государство или какой-либо нравственный авторитет. Одним из последствий этого является пассивность людей, в том числе социальная. Они не всегда готовы брать на себя ответственность, принимать решения, свободно выражать свое мнение. Цель нравственного воспитания – формирование совести человека, чтобы верующий был способен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за свои решения, за свою жизнь, за своих близких.

• Четвертая черта касается отношений между верой и нравственной жизнью. Часто люди разделяют свои убеждения и реальную жизнь, не претворяют свою веру в действительность. Здесь также надо говорить об иерархии ценностей, особенно в вопросах нравственной жизни. Некоторые второстепенные аспекты христианской жизни приобретают в глазах людей чрезмерную важность, тогда как общепринятые нравственные нормы не соблюдаются.

• Пятый аспект нравственного воспитания – это воспитание диаконии, о котором также говорит ОКР (174). Важно показать, что христианское вероучение не уводит человека от мира, но призывает его способствовать возрастанию Царства Небесного в мире, особенно поддерживая самых бедных и беззащитных. В связи с этим ОКР подчеркивает, что особой задачей катехизации взрослых должно быть преподавание социального учения Церкви (ОКР, 175).

• Наконец, последний аспект нравственного воспитания, о котором обычно мало говорят, – это исцеление. В Евангелии возвещение Благой Вести всегда связано с исцелением. Исцеление – это явление Царства Небесного. Христос всегда связывает проповедь и исцеление: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф 10, 8). Конечно, мы не чудотворцы, однако важно вспомнить о том, что благовещение исцеляет, особенно духовные и психологические раны и болезни, часто связанные с нашими грехами.

3. Наставление в молитве и литургическое воспитание

Третья задача евангелизации – наставление в молитве. Здесь центральное место занимает молитва Господня – «краткое содержание всего Евангелия», как говорит Тертуллиан. Ее семь прошений могут стать основанием всей духовной жизни. Но недостаточно передать формулы молитв, надо, чтобы процесс катехизации и евангелизации сопровождался совместной молитвой.

Что касается литургического воспитания, важно вспомнить, что евангелизация не должна быть отделена от Литургии, она должна опираться на нее и вести к ней. В начале истории Церкви мистагогическая катехизация как раз имела целью помочь осознать действие таинств посвящения после их совершения. Но, конечно, можно организовать занятия по катехизации, то есть до совершения таинств, основываясь на Чине христианского посвящения взрослых, объясняя обряды, вопросы, которые задает священник во время обряда, молитвы за катехуменов и экзорцизмы.

Конституция II Ватиканского собора о священной Литургии призывает, чтобы «все верующие пришли к тому полному сознательному и деятельному участию в совершении Литургии, которого требует сама ее природа» (SC 14). С этой точки зрения невозможно отрицать огромные шаги, сделанные на протяжении последних 20 лет в России, когда надо было практически с нуля создавать все литургические книги и сборники. Тем не менее участие народа Божиего в Литургии остается еще пассивным, особенно в том, что касается пения. Это очень жаль, потому что известно, какую роль играли песнопения в истории Церкви. Поэтому в процессе евангелизации и катехизации пение также должно играть важную роль.

Существует также проблема иерархии ценностей. Эта проблема, как мне кажется, особенно важна в России в среде тех, кто был крещен в советское время. Сохраняя внешние формы веры, они привыкли отдавать предпочтение внешнему обряду, а не внутренней жизни. Они иногда сакрализируют некоторые формы веры, обрядов, церковной жизни, которые они с трудом сохранили в советский период. В результате этого многие верующие не видят разницы между Литургией и народным благочестием. И то и другое очень важно в процессе евангелизации, тем не менее невозможно отрицать, что они отличаются существенно. Особенность Литургии состоит в том, что ее совершает Сам Господь. Литургия – это actio divina или opus Dei: Бог действует, и мы отвечаем на Его действия. В частном или народном благочестии мы сами совершаем молитву. II Ватиканский собор помог вновь найти смысл Литургии Церкви и отличать ее от народного благочестия. Это особенно верно в отношении Литургии часов. С этой точки зрения можно сожалеть о том, что традиция совместного чтения Литургии часов не прижилась пока в наших храмах. Важно также в процессе катехизации показать иерархию ценностей в молитве Церкви. Литургия Церкви, т.е. таинства и Литургия часов находятся не на одном уровне с частным и народным благочестием. Это касается и песнопений: некоторые из них пригодны для исполнения во время Литургии, другие годятся, скорее, для молитвенных встреч и личного благочестия. В лоне Литургии также присутствует иерархия: Евхаристия находится в центре всех других таинств и молитв, воскресенье должно стать центром духовной жизни, а Пасха – настоящим центром литургического года.

Евангелизация имеет еще и две других задачи: воспитание умения жить общиной и введение в миссионерство.

4. Воспитание умения жить общиной

Община должна быть истоком, местом и целью евангелизации. Важно об этом помнить сейчас, когда в современном обществе господствует индивидуализм. Община должна быть истоком, потому что евангелизация, и особенно катехизация, – это ответственность не только катехизаторов и священников, но всей христианской общины. В катехуменате важную роль играют воспреемники. Желательно, чтобы они были из той же общины и сопровождали катехуменов на протяжении всего процесса катехизации. Сама группа катехизируемых должна стать маленькой общиной, где верующие имеют возможность получить навыки общинной жизни: братских отношений, общей молитвы, взаимной поддержки. Наконец, община должна быть целью евангелизации, поскольку новообращенные призваны жить в христианской общине, начиная с прихода.

С этой точки зрения надо подчеркнуть важную роль прихода. Приход по преимуществу является местом евангелизации и особенно катехизации, ибо в приходе мы готовимся к таинствам и приступаем к ним. Здесь важно отметить, что приходы создаются по территориальному принципу. Этот принцип исключает другие критерии для создания общины, такие как национальный, сословный и иные, более субъективные. Важно, чтобы прихожане по-настоящему осознавали себя как общину. В этом может помочь совет прихода, созданный из прихожан, которые берут на себя определенные обязательства, собираются вместе, чтобы молиться за приход, обсуждают конкретные вопросы и являются как бы ядром прихода. Это не мешает существованию других маленьких общин в лоне прихода. Например, общины родителей, чьи дети посещают воскресную школу, общины молодых родителей, которые обсуждают вопросы христианского воспитания и т.д. Важно, чтобы Евхаристия была центром этой общины, истоком и вершиной жизни Церкви.

Есть и другие места, которые позволяют учиться общинной жизни: это католические вузы, движения внутри Католической Церкви, которые, безусловно, являются важными местами евангелизации.

5. Введение в миссионерство

Наконец, последняя задача евангелизации взрослых – введение в миссионерство. С этой точки зрения важно воспитывать в верующих ответственность за миссию Церкви, чтобы они свидетельствовали о Христе в обществе, особенно в местах своей профессиональной деятельности. Цель евангелизации – воспитать миссионеров. Желательно говорить об этом уже в период катехумената, но особенно при подготовке к Таинству Миропомазания.

Важно подчеркнуть, что евангелизация полезна прежде всего для евангелизатора. В Апостольском обращении Evangelii nuntiandi Папа Павел VI сказал: «Будучи благовестницей, Церковь начинает с евангелизации самой себя» (EN 15). Поэтому важно вовлекать неофитов в процесс катехизации. Процесс евангелизации обогащает и катехизаторов, это процесс всегда взаимный. Здесь также важно подчеркнуть роль прихода и его миссионерское призвание.


II. Разные уровни евангелизации взрослых

После того как мы рассмотрели основные задачи евангелизации взрослых, хочу обратиться к разным уровням евангелизации. Мне кажется, надо различать пять разных уровней: предевангелизация, первое благовестие, катехуменат для некрещеных, повторная евангелизация для крещеных, но отошедших от Церкви, и постоянная формация.

1. Предевангелизация

Можно определить предевангелизацию как первую встречу, первый контакт с теми, кто еще не крещен и не готов воспринять открытую проповедь.
• Культура является по преимуществу такой средой для предевангелизации. Например, концерты духовной музыки, органные концерты, кино, книжные магазины, библиотеки христианской литературы, культурные центры, выставки и церковные музеи.
• Такой простейшей предевангелизацией может стать то, как мы принимаем людей в храмах: организация дежурства в храмах, церковных лавках, организация экскурсий в храмах и даже то, как мы отвечаем на телефонные звонки. Это особенно важно в тех приходах, где храм открыт в течение всего дня и активно посещается туристами. В некоторых приходах организуются специальные группы прихожан, которые принимают новых людей и приглашают их на особые встречи после службы.
• Возможностью для предевангелизации могут стать некоторые социальные программы, например встречи анонимных алкоголиков или образовательные программы, занятия иностранными языками в приходах, которые привлекают новых людей. Такой возможностью для предевангелизации может стать организация кафе для прихожан и гостей как места общения.
• Очень важным инструментом предевангелизации для людей, далеких от Церкви, становятся средства массовой информации, например радио, христианские сайты в Интернете.

Предевангелизация, как мне кажется, очень важна в современном мире, особенно в России. Она не требует особых катехитических знаний, поэтому доступна всем христианам. Более того, она способствует сотрудничеству с другими конфессиями (например, христианский кинофестиваль, который ежегодно организовывается в Петербурге).

2. Первое благовестие

Надо отличать предевангелизацию от первого благовестия, которое является открытым керигматическим обращением. Оно может иметь две формы: во-первых, весть о личности Иисуса Христа, о Его смерти и Воскресении, как проповедовали первые апостолы. Главным моментом для такого возвещения должна быть проповедь во время Литургии.
Во-вторых, это личное свидетельство о действии Бога в нашей жизни. Нести такое свидетельство миру – долг и призвание каждого христианина. Как писал Папа Павел VI в Evangelii nuntiandi, «современный человек с бо́льшим вниманием слушает свидетелей, нежели учителей» (EN 14). Католические харизматические движения за последние десятилетия внесли существенный вклад в развитие этой керигматической проповеди, вдохновляясь иногда протестантской практикой проповеди.


3. Катехуменат

Катехуменат, в отличие от первого благовестия, обращен к людям, желающим стать членами Церкви. Катехуменат, древняя традиция Церкви, практически исчезнувшая с практикой крещения в младенческом возрасте, был обновлен после II Ватиканского собора и вновь стал моделью всей катехизации. «Образцом каждой катехизации является крещальный катехуменат… это катехуменальное воспитание должно вдохновлять собой другие формы катехизации в рамках стоящих перед ними задач и в их динамизме» (ОКР 59). В секуляризованных странах он постоянно развивается, например, в этом году во Франции было совершено 3 тысячи крещений взрослых, т.е. на 20 процентов больше, чем 10 лет назад.

Мы на прошлых встречах уже обсуждали вопрос о катехуменате, поэтому я подчеркну только некоторые важные моменты. Когда говорят, что катехуменат является образцом всякой катехизации, что это значит? Это значит, что любая катехизация должна иметь три основных черты:
• Первая черта – общинный характер. Катехуменат должен проводиться в рамках общины, и всякая катехизация должна проявлять заботу о созидании общины.
• Вторая черта – духовный и литургический характер. Катехуменат не только передает веру, но и является школой духовной жизни. Особенно важно с этой точки зрения переживание литургического года, центром которого является Пасхальная тайна, и переживание каждого воскресенья как празднования этой тайны. Поэтому желательно, чтобы катехуменат длился не менее года.
• Третья черта – поэтапность. Катехизация должна постепенно вести к постижению полноты истины, поэтому катехуменат проходит определенные этапы: прекатехуменат, катехуменат, период очищения и просвещения и, наконец, мистагогия. Этой моделью должна руководствоваться всякая катехизация. На каждом этапе надо также подчеркивать важность обрядов, раскрывающих, как действует Бог и как отвечает Ему человек в лоне христианской общины.

Что касается этапов катехумената, хочу особенно подчеркнуть важность двух моментов: прекатехумената и периода мистагогии.
• Первым этапом катехумената является прекатехуменат: «Необходимо, чтобы у человека появилось стремление следовать за Христом и принять крещение» (ЧХПВ 10). Это момент, когда мотивации кандидатов очищаются и становятся глубже. С этой точки зрения важно уважать путь каждого человека, даже если первые мотивы обращения кажутся странными. Иногда создается впечатление, что некоторые люди ищут самореализации, утешения или улучшения своего материального положения, или просто хотят убежать от тоски или житейских трудностей. Однако мы не можем судить об этом, потому что этот странный на наш взгляд мотив может оказаться для них той звездой, которая приведет их, подобно волхвам, к Христу. Как блудный сын, они могут быть просто голодны, но благодаря этому могут возвратиться к Отцу. Или, как все больные в Евангелии, они просто хотят выздороветь, но благодаря этому следуют за Христом. Также важно не стараться вести людей точно таким же путем, каким Бог ведет нас самих, опираясь только на наш собственный опыт веры. Наша задача – помогать человеку идти тем путем, которым ведет его Святой Дух. Как говорит апостол Павел, «я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян 15, 19).

• После совершения таинств посвящения начинается период мистагогии, т.е. углубление христианского опыта силой таинств, приносящих духовные плоды, а также более полное единение с христианской общиной. Этот период, который, как мне кажется, выходит далеко за рамки пасхального времени, очень важен, тем более в России. Новое поколение верующих, особенно в больших городах, приходит к вере по собственному убеждению и хочет углублять ее. Но основание веры этого нового поколения более хрупкое, не имеет корней, особенно в семьях. Поэтому важно дать этим неофитам возможность укорениться в вере и получать поддержку христианской общины.

4. Реевангелизация

Надо отличать катехуменат, который обращен к некрещеным, от катехизации, обращенной к тем, кто уже был крещен, но не был катехизирован или потерял связь с Церковью. Их иногда называют «возобновляющими». или начинающими заново. Можно эту катехизацию назвать реевангелизацией или повторной евангелизацией.
Существует особая категория крещеных христиан, которые не получили христианского воспитания и жили далеко от Церкви. Для них поводом к реевангелизации могут послужить разные моменты жизни, когда они обращаются к Церкви с просьбой о совершении тех или иных обрядов.

• Похороны являются важным моментом, когда можно обратиться к людям, не всегда верующим, со словами утешения и Благой Вести. С этой точки зрения мне кажется, что мы не всегда надлежащим образом отвечаем на просьбы людей, которые утратили традиции христианских похорон и хотели бы отдать последний долг своим умершим родственникам.

• Крещение детей может стать для невоцерковленных родителей важным моментом евангелизации. В большинстве наших приходов, крещение по преимуществу – это крещение детей. Например, в нашем приходе Св. Екатерины были совершено в 2010 году 28 крещений, из них 20 – крещение детей. А мы не всегда используем это событие, чтобы проповедовать родителям, иногда желающим лишь совершения обряда.

• Венчание также является хорошим моментом для евангелизации взрослых, особенно когда подготовка к венчанию осуществляется в группах.

• Подготовка к Таинству Миропомазания обычно проводится с людьми, у которых на какое-то время была потеряна связь с Церковью. Эта подготовка дает возможность не только объяснить смысл Таинства Миропомазания, но и оказать помощь в осознании взрослыми главных обязанностей зрелого христианина и жизни в Святом Духе.

• Пастырские визиты священника, особенно в Рождественское время, освящение домов, квартир также могут стать благоприятным моментом для евангелизации в семейном кругу. Так евангелизировал Сам Христос, Который посещал дома Своих собеседников (Лк 19, 5), а также посылал Своих учеников посещать дома людей, которым они будут проповедовать (Мф 10, 40).

Существует и другая категория людей, к которым обращена такая реевангелизация. Эти люди не просят об обрядах, но просто хотят больше знать о христианстве. В ответ на эти нужды в Церкви появились новые движения. Можно привести в качестве примера «Путь неокатехумената» или «Альфа курс», которые последнее время быстро распространяются в Католической Церкви. Некоторые православные приходы в России также используют программу «Альфа курса». Этот курс состоит из 15 встреч, посвященных основным вопросам христианства: Кто такой Иисус? Почему Он умер? Как читать Библию? Как молиться? Кто такой Святой Дух? Исцеляет ли Бог? Как противостоять злу? и т. д. Интересно отметить, что эти встречи организуют миряне в своих домах, они начинаются совместным ужином и продолжаются обсуждением вопросов.

Здесь, в России, невоцерковленные люди обращаются к нам с просьбой об исповеди и причастии. Для них катехизация должна быть похожей на катехуменат со всеми его чертами: поэтапность, общинность и духовность. Нужно не только объяснять им основы христианской веры, но и заниматься воспитанием их совести. Если они не были крещены в Католической Церкви, важно также познакомить их не только с учением Католической Церкви, но и с различиями между разными конфессиями в духе уважения к другим Церквям и церковным общинам.

5. Постоянная формация

Постоянная формация обращена к тем, кто уже крещен и воцерковлен и хочет углублять свою веру. Здесь можно перечислить несколько видов постоянной катехизации взрослых:

• Духовные упражнения, реколлекции, паломничества, организованные в рамках приходов, монастырей или христианских движений в течение литургического года, которые позволяют углублять духовную жизнь верующих, их молитву.
• Библейские встречи, особенно Lectio divina в группах.
• Изучение социального учения Церкви, позволяющее читать знаки времени в современном мире.
• Литургическая катехизация, которая объясняет смысл литургического цикла, обрядов, молитв и воспитывает у верующих способность к деятельному участию в Литургии Церкви.
• Школа веры или богословские школы для катехизаторов, позволяющие углублять свои знания и осмысленно подходить к своей вере. Эти школы веры могут быть открыты для всех, кто хочет углублять свою веру, для неофитов, новообращенных.
• Пастырская работа с разными профессиональными группами (врачами, учителями, художниками).
• Пастырская работа с семьями, очень важная в нашем современном обществе, в том числе и в России, где семья переживает кризис, особенно кризис отцовства. В наших церквях очень мало полных семей; главная цель катехизации семей – способствовать тому, чтобы сама семья стала «домашней Церковью». Семейная катехизация предшествует всякой другой форме катехизации. Семья является школой молитвы, милосердия и прощения.

Заключение:
внутреннее расположение, необходимое для евангелизаторов

В качестве заключения я хотел бы сказать о том, что внутренне необходимо для евангелизаторов взрослых. Евангелизация взрослых требует взрослых евангелизаторов, обладающих достаточной зрелостью.
Молитва. Христос молился перед тем, как идти благовествовать. После крещения Он сразу идет в пустыню. Важно, чтобы катехизатор готовился к своей миссии с молитвой и молился о тех, кого Господь поручил ему.
Терпение. Для катехизаторов существует искушение – нетерпеливость, забота об успехе, о количестве катехизируемых. Иногда новая евангелизация понимается как массовое мероприятие. Но Царство Божие начинается всегда с маленького семени. В евангелизации всегда подтверждается истина притчи о горчичном зерне (Мк 4, 31).
Взаимность. Евангелизатор всегда обнаруживает, что воскресший Христос предваряет его: «Его нет здесь. … Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк 16, 6). Мы часто обнаруживаем, что Христос уже живет в сердцах тех, к которым мы посланы проповедовать. Так Иисус удивлялся, видя веру сотника: «Говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф 8, 10). Процесс евангелизации обогащает и катехизаторов, это процесс всегда взаимный. Поэтому важно уважать путь человека и действие Духа Святого в его сердце, сотрудничать с действием Божией благодати. Нередко мы обнаруживаем, что вера тех, к кому мы обращаемся, больше, чем наша собственная.
 

http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2011-01-28-22-54-02.html