Катехизатору о наркомании

Из книги Е. Проценко «Наркотики и наркомания»

Признаки подростковой или юношеской наркомании

Если Вы стали замечать за своим сыном или дочерью, что:

• они проводят много времени в компаниях, не вызывающих Вашего доверия, или такие компании стали собираться у Вас дома,
• круг интересов Ваших детей постепенно сужается, а новых увлечений у них не появляется,
• Ваш ребенок все меньше и неохотнее общается с Вами и другими родственниками, а в его поведении Вы часто замечаете беспричинное возбуждение, апатию, смех без повода или сонливость,
• временами от Вашего ребенка исходит незнакомый запах,
• он постоянно просит у Вас деньги, тратя их непонятно на что, или если из дома стали пропадать вещи,
• Ваши дети постоянно пропадают на дискотеках и в клубах,
• резко изменился круг чтения Вашего ребенка и он вдруг начинает пристально интересоваться такими авторами, как Кастанеда или Берроуз,
• в его речи появилось много новых, не всегда понятных жаргонных слов, а в разговорах все чаще упоминаются наркотики -

- Вам стоит всерьез задуматься и обратить пристальное внимание на то, что происходит с Вашим ребенком, потому что все перечисленное может быть (хотя, конечно, и не обязательно) признаком его вовлечения в наркотики. Если при этом Вы все чаще стали обнаруживать у себя дома предметы, которые раньше там не появлялись, как например:

• дешевые папиросы (которые раньше никто не курил),
• кусочки фольги,
• половинки мелких купюр,
• закопченые ложки,
• бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи,
• шприцы и иглы для них

- то все сомнения, к сожалению, отпадают. Вам придется признаться себе, что Ваш ребенок уже знает, что такое наркотики.

Учтите, что он, скорее всего, постарается сделать все возможное, чтобы Вы не догадались о его новых увлечениях, и уж во всяком случае, не станет по собственной воле рассказывать о своих опытах с наркотиками (каким бы доверительным Ваше общение не казалось Вам прежде). В ответ же на прямые вопросы и требования признаться типа: “Ты, что - принимаешь наркотики?” или тем более: “Сейчас же скажи, с кем ты колешься” Вы почти наверняка услышите ложь. Вообще, там где появляются наркотики - обязательно появляется и ложь, причем самая что ни на есть изощренная, многоступенчатая и невероятная. Такая патологическая лживость - один из обязательных признаков всякой зависимости, а особенно - зависимости от наркотиков.

1. Богословие исцеления наркомании

Духовное безумие

Ситуация человека в грехе всегда характеризуется безумием, безрассудством - “лицемерием”, попытками “построить дом на песке” (Мф 7, 26; 23, 17). Святой Павел описывает безумие греха : ”Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю […] доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рм 7,15;17-19). У наркомана, как и у жертвы любой другой зависимости, воля бессильна противостоять объекту тяги. Он безумен в библейском смысле, эмоции неадекватны, разум отрицает реальность. Действие первородного греха, рассматриваемое как предпосылку любого вида зависимости, в психологии называют созависимостью.

Некоторые симптомы созависимости
• слишком суровое отношение, нелюбовь к себе и другим, обычно неосознанно маскируемые;
• боязнь чувства страха, стремление заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
• желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
• страх или дискомфорт при общении с напористыми или «сердитыми» людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;
• частая и интенсивная эмоциональная вовлекаемость в отношения с теми людьми, которые или полностью подчиняют себе - или, наоборот, требуют постоянного внимания и заботы;
• неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
• чрезмерная ответственность - или, напротив, чрезмерная безответственность в поведении;
• чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
• постоянное откладывание всего «на потом»;
• неспособность - или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в общих играх, развлечениях, забавах;
• в отношениях с другими людьми - крайне редко возникает ощущение подлинной близости, доверия и постоянства;
• привычная ложь даже там, где проще и естественней было бы сказать правду.
Поврежденность всей личности

В настоящее время все большую популярность приобретает теория химической зависимости. Она объясняет стойкость алкоголизма и наркомании как болезни недостаточной способностью организма этих людей вырабатывать вещества, нейротрансмиттеры, необходимые для комфортного самочувствия. Биологическая предрасположенность к наркомании согласно теории химической зависимости является врожденной и «включается» после первых употреблений.

Однако одних лишь биологических предпосылок недостаточно. Личность наркомана, обычно с детства формируется в эгоистическом страхе за себя и оказывается испорченной на всех уровнях. Испорчены не только какие-то отдельные реакции человека, но целые формы поведения. Хорошо известно, что подростки, дети алкоголиков, которые выглядят вызывающе агрессивными, на самом деле в это время находятся под воздействием сильного страха, парализующего их способность открыто и с доверием воспринимать происходящее вокруг.

В богословских антропологических терминах можно говорить о поврежденности его духа, души и тела. Предложение наркоману благородных идеалов, несмотря на их притягательность, не помогает. Здоровье наркомана нельзя восстанавливать изолированными мерами – отдельно лечить его тело, проводя детоксикацию, отдельно заниматься терапией его душевных травм и отдельно проводить его христианское воспитание, евангелизацию или катехизацию.

Все эти меры необходимы и должны быть увязаны в единый лечебно-воспитательный комплекс, пронизанный единым духом.

Евангелизация

Евангелизировать – означает провозглашать весть о наступление Царства или провозглашение самого Иисуса Христа : “А мы проповедуем Христа распятого[...]” (1Кор 1, 23). В Евангелии от Иоанна акцент делается на личное свидетельство об Иисусе Христе: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13,35). У человека, который принял рассказ о Христе и рискнул довериться Ему, развернул сердце к Богу (metanoia) появляется новый мотив деятельности, становящийся со временем основным - милосердная любовь.

Тайна обращения

Обращение сердца, на самом деле, происходит непонятно почему - мы стараемся передать человеку евангельскую весть, но каким образом она его зацепляет - это тайна, на богословском языке она передается положением, что вера - это дар Божий.

Обращение - это целый путь перестройки личности, преодоление старых привычек, форм поведения, старого образа мышления, таким образом, чтобы вера, которая находится в сердце, могла последовательно проявляться в ответственном поведении человека, в том, как он живет. Это и вхождение в новый социум – Церковь.

Социальный характер обращения

Таинственная реальность, описываемая в Священном Писании - это взаимосвязь или солидарность людей в грехе и благодати. Греховность передается через человеческие отношения, на этом библейском факте основано понятие первородного греха. Чем ближе отношения, тем больше взаимное влияние людей в добре и зле. Моральные заблуждения общества или эмоциональные нарушения в семье стимулируют греховность подрастающего поколения. Опасно недооценивать этот пресс греха. Противовесом ему выступает община Церкви, в которой действует Святой Дух. Эффективность ее воздействия тем выше, чем более духовно зрелыми и по житейски компетентными являются ее члены - христиане.

2. Пастырские моменты

Выздоровление наркомана требует постоянного присутствия в его жизни морально здорового общества, неважно, будет ли это община добрых католиков или какая-то иная человеческая общность. Так или иначе, любое “терапевтическое” общество связано с Христом через стремление жить по совести.

Катехуменат

Не стоит идеализировать раннюю Церковь, но она занималась, прежде всего, со взрослыми и был накоплен колоссальный опыт работы с обращением людей, которые были испорчены и больны в не меньшей мере, чем сегодняшние наркоманы или алкоголики. В катехуменате обращенный созревал для крещения, чтобы потом жить в Церкви как равноправный ее член.

В I-III веках церковная жизнь была достаточно суровой по нынешним меркам, включала серьезные наказания за грехи. Крещеный христианин должен был обладать достаточной ответственностью для осуществления христианской жизни. Сегодня подобные меры ушли из приходской практики, но применяются в терапевтических общинах для наркоманов.

Когда возникла христианская Европа и религиозное обучение пошло с детства, опыт катехумената взрослых оказался невостребованным. Христианское воспитание детей и молодежи было возможно в той степени, в какой в обществе присутствовала “взрослая” христианская среда. Сейчас такая среда тоже необходима для эффективного обращения и воцерковления молодежи.

«Наши» наркоманы и приход

Как правило, в России наркоманы - это молодежь не имеющая даже начатков религиозной культуры, часто с оккультным опытом, не получившая достаточной любви в семье. Они были слабы духом и их духовные поиски были бесплодными. Общий кризис общества привел сейчас к тому, что большая часть окружения молодежи просто неспособна дать им ясные моральные и мировоззренческие ориентиры. Старшее поколение, жившее при советской власти, привыкло к вранью, привыкло жить в плохих условиях и страхе и одновременно считать, что живут в передовой и счастливой стране. Возникающее напряжение всегда старалось снять водкой. Наркомания молодых - просто новая форма бегства от реальности.

На это накладываются специфические проблемы, обусловленные наркоманией как болезнью и грехом.

Наркоман в катехуменате

В приходской группе катехумената взрослых наркоману трудно. Он быстро утомляется, неспособен надолго концентрировать внимание, возможны провалы в памяти. Ему свойственна текучесть мышления, резкая смена настроения с одновременным диаметральным изменением взгляда на рассматриваемую тему. Но гораздо тяжелее его духовное и психологическое сопротивление евангелизации и катехизации.

Потребность в наркотике заставляет его выстраивать изощренные мировоззренческие увертки, чтобы обосновать употребление. Одновременно он тщательно скрывает о себе всё, раскрытие чего могло бы помешать употреблению. Если он ходит на занятия, значит его притягивают простота и открытость Евангелия, но часто приходится видеть сцены настоящей одержимости. Для участия в этой борьбе и катехизатор и община должны быть достаточно зрелыми и подготовленными.

Письмо наркомана

МОИМ БЛИЗКИМ

Я болен наркоманией. В одиночку с этой болезнью мне не справиться. Мне нужна ваша помощь, и поэтому я прошу вас:

• Не позволяйте мне обманывать вас. Принимая мою ложь за правду, вы поощряете меня лгать дальше. Посмотреть правде в лицо может оказаться больно, но, пожалуйста, сделайте это.
• Не поддавайтесь на мои уловки, с их помощью я пытаюсь избавиться от ответственности за самого себя. И к тому же, перехитрив вас, я могу потерять уважение к вам.
• Когда я нетрезв - не читайте мне нотаций, не пытайтесь ругать или хвалить меня, обвинять или спорить со мной. Даже если от этого вам станет легче, ситуация только ухудшится.
• Не верьте моим обещаниям. Я раздаю их, чтобы оттянуть расплату. И не идите на уступки, если мы о чем-то уже договорились.
• Нервничая и срываясь из-за меня, вы губите себя, а значит, теряете возможность мне помочь.
• Даже из страха за меня не делайте того, что должен делать я сам. Не старайтесь скрыть от других мои проблемы с наркотиками и не пытайтесь сгладить их последствия - это лишь продлит мою болезнь. А самое главное - не обманывайте себя, как это пытаюсь сделать я.
• Наркомания - моя болезнь - будет усиливаться, пока я не прекращу принимать наркотики. А чтобы остановиться, мне нужна помощь врача, психолога, выздоравливающего наркомана, помощь Бога. Одному мне не справиться.
• Я ненавижу себя, но я люблю вас. Если вы не поможете мне - я погибну. Пожалуйста, помогите!

Ваш больной наркоманией родственник, друг или просто знакомый.

Если изменение наркомана не происходит, то крайний эгоцентризм, специфические дефекты характера, а, попросту говоря, пороки, делают невозможным развитие доверия к Богу, узнавание Его. Наркомания как совокупность подпитывающих друг друга болезни и греховности личности является, поэтому, существенным препятствием к евангелизации. Из-за социальной природы греха наркомания как зло затрагивает семью зависимого. Поэтому изолированное исцеление наркомана, без соответствующего исцеления его близких, невозможно.

3. Приход - место для реабилитации?

Духовный опыт

Само по себе прекращение приема наркотиков не приносит человеку пользы, если он не приобретает одновременно духовного опыта подлинной ценности своей личности и, следовательно, своего здоровья. Этот опыт приобретается на пути веры в Бога и он необходим, иначе неуверенность в своем человеческом достоинстве приведет к новым бедам.

Духовный опыт может быть открытием того, что терапевтическая группа или община любит, ценит и поддерживает молодого наркомана, хотя и не потакает его испорченности. Или обнаружением того, как в атмосфере честного дружеского общения, молитвы, тяга к наркотику отходит на второй план. Благая весть становится духовным лекарством от болезненного эгоизма.

Хорошо, если названный духовный опыт опирается на ясные религиозные понятия, но даже если религиозные взгляды еще не сформированы, все равно, он является шагом к евангелизации. Таким образом, евангелизация и преодоление наркомании как болезни-греха неразрывно связаны.

Функции прихода

Христианская община занимается евангелизацией не по собственному произволению, но исполняя заповедь Христа. Как указывалось выше, наркоману необходимо специальное лечение, не чисто медицинское, но духовно ориентированное. Немало времени проходит, пока он сам ощутит потребность в прекращении употребления наркотиков и еще больше времени уходит на то, чтобы снова научиться жить – уже без наркотиков.

Чтобы понять практическую роль Церкви в исцелении наркомана, следует ответить на следующие вопросы:

- Кто принимает наркомана, обращающегося к Церкви за верой, имея в виду, может быть, прежде всего, избавление от страданий?

- Кто направляет его на специальное лечение?

- Кто принимает его после лечения в общину?

Приход не обязан брать на себя все три функции. Если бы воспитанием и лечением наркомана эффективно занималось государство, было бы еще лучше. На каждом этапе возможно взаимодействие прихода не только со светскими организациями, но и с другими конфессиями. Важно только, чтобы светское сообщество, берущее на себя на определенной стадии заботу о наркомане, понимало разобранную выше духовную природу этой болезни.

Реальные возможности

Молодые католические приходы в России представляют собой сравнительно небольшие общины. Старшее поколение обычно представлено традиционными верующими. Часть из них обладает значительным жизненным и молитвенным опытом, но не имеет навыка его передавать. Люди средних лет и молодежь - в основном неофиты, многие из них, несмотря на энтузиазм, сами не имеют прочного воцерковления.

Для такого прихода посильной задачей может быть создание здорового домашнего окружения наркоманов – это работа, направленная на прочное воцерковление верующих родственников наркоманов. Это может быть специальной катехизацией, где, делается акцент на вопросы христианской антропологии и мистагогии, и под руководством подготовленных специалистов объясняется природа наркомании, оказывается помощь по преодолению собственной созависимости.

Некоторые признаки поврежденности семьи
• наличие у кого-либо из членов семьи любой формы зависимости - в том числе и тех ее разновидностей, которые с трудом могут быть замечены даже самим страдающим ими человеком: например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку;
• неполная семья;
• длительная и тяжелая соматическая или психическая болезнь кого-либо из членов семьи.
• наличие в семье «секрета», «тайны». Этот признак относится уже не столько к причинам, как предыдущие, сколько к следствиям дисфункциональности семьи.
Характерными признаками нездоровья семьи могут служить также установленные в ней негласные правила. Вот некоторые из них:
• не говорить о своих проблемах;
• не выражать открыто своих чувств;
• избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а своих потребностей - через манипуляции;
• привычка строить нереальные планы и возлагать на людей или обстоятельства несбыточные надежды;
• «Делай, как я говорю... - не как я делаю»;
• «играть, развлекаться - это плохо»;
• «не выносить сор из избы» и «не раскачивать лодку» - т.е. не вспоминать о тех проблемах, о которых всем удалось хотя бы на время забыть.
Чрезвычайно важно, чтобы молодой человек, страдающий наркоманией, видел перед собой пример хорошо воцерковленного христианина, живущего полной религиозной жизнью, способного к свидетельству о ценностях христианства.

Профилактика

Существует множество примеров, показывающих, что обычной катехизации совершенно недостаточно для молодого человека из проблемной семьи, практикующего разовое (несистематическое) употребление легких наркотиков, характерное сейчас для значительной части молодежи.

Поэтому при катехизации такой молодежи следует применять меры профилактики наркомании. На первых этапах профилактики подростков учат говорить “нет”, отказываясь от наркотиков, преодолевать стресс, тяжесть утрат, морально допустимыми средствами поднимать свое настроение. Если дело идет к развитию зависимости, нужно помочь им выбраться из кризиса, здесь важна работа с ближайшим окружением подростка.

о. С. Николенко

по материалам журнала "Радуга"