Схватка Иакова с Богом как образ молитвы

Жизнь подобна «долгой ночи молитвы и борения», в которую человек должен неустанно искать Божьего благословения. Такое сравнение прозвучало на общей аудиенции Папы Бенедикта XVI, прошедшей 25 мая на площади Св. Петра. Святейший Отец продолжил цикл вероучительных бесед о молитве, вдохновляясь библейским повествованием о борьбе Иакова с Богом.

Темная ночь, человек, идущий сквозь мрак, потому что у него на совести есть нечто, ожидающее прощения, -- во тьме он ищет союзницу собственной хитрости. Но происходит неожиданное: неизвестный набрасывается на него, и непрерывная схватка продолжается всю ночь. Таковы повествовательные элементы эпизода, рассказанного в книге Бытия, от которого отталкивается Бенедикт XVI в своем катехизическом наставлении. Прячущийся – это Иаков, который пытается вернуться на свою землю после бегства, когда он отобрал у своего брата Исава первородство и обманом получил благословение слепого отца. Теперь Иаков возвращается тайком, но, когда он вброд переходит через Иавок, Некто напавший на него нарушает его планы:

«Он использовал свою хитрость, чтобы попробовать скрыться от опасности, он думал, что у него все получится, что у него все под контролем. Но внезапно оказывается вовлеченным в таинственную борьбу, заставшую его в одиночестве, когда нет возможности должным образом организовать защиту».

Обмен ударами жесток, верх одерживает то один, то другой. Иаков не может разглядеть в темноте напавшего. Но в конце концов он побеждает. Перед тем как отпустить его, Иаков ставит противнику условие – дать ему благословение. Некто спрашивает у Иакова, как его зовут, и Иаков дает ему ответ.

«И здесь в схватке наступает неожиданный поворот. Ведь узнать чье-то имя означает получить определенную власть над ним, потому что имя в библейском понимании содержит глубочайшую реальность индивидуума, открывая его тайну и участь. Знать имя означает знать правду о другом, что позволяет над ним властвовать».

В эпизоде, прокомментированном Папой, роли меняются. Победитель «предает себя в руки противника» и получает от него новое имя. Имя «Иаков», пояснил Бенедикт XVI, напоминает слово «обман», а теперь имя, данное Иакову Богом – это Он был таинственным противником, – «Израиль», что означает «Бог силен, Бог побеждает».

«Итак, Иаков победил, одержал верх – об этом утверждает сам противник, – но его новая идентичность, полученная от того же противника, утверждает и свидетельствует победу Бога. И когда Иаков в свою очередь спросит у противника об имени, тот откажется его назвать, но откроет Себя недвусмысленным жестом: благословением. И благословение, о котором Праотец просил в начале схватки, теперь ему даровано».

В этом библейском отрывке – сказал далее Папа – Церковь всегда видела «символ молитвы как духовного борения и победы постоянства».

«Библейский текст повествует о долгой ночи в поиске Бога, в борении за то, чтобы узнать Его имя и увидеть Его лик. Это ночь молитвы, упорно и неустанно испрашивающей у Бога благословения и нового имени, новой реальности – плода обращения и прощения».

В конечном счете, ночь Иакова на Иавоке становится для верующего «ориентиром, чтобы понять отношения с Богом, находящие в молитве свое максимальное выражение».

«Молитва требует доверия, близости, подобной символической телесной близости с Богом, – не врагом и противником, а Господом благословляющим, остающимся всегда тайной, которой, казалось бы, не разгадать. И если предмет желаний – отношения с Богом, Его благословение и Его любовь, то борьба не может завершиться иначе, как отдачей себя Богу, признанием своей слабости, которая побеждает как раз в тот момент, когда предает себя в милосердные руки Божии».

В конце аудиенции Папа обратился с традиционным приветствием на разных языках. Среди 15 тысяч верующих, пришедших на встречу с Папой, были американские военные, раненные в Афганистане и Ираке. Они основали ассоциацию, помогающую инвалидам войны вновь включиться в жизнь общества. Папа заверил их в своей солидарности и молитве.

http://radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=490409