Экзархат для католиков византийского обряда в Китае, 1928-1949 гг.

Отец доктор Ростислав Колупаев, “Russia Cristiana”, Италия, для журнала "Патріярхат"

Официальный ватиканский статистический ежегодник «Annuario Pontificio» сообщает о создании в Харбине 20 марта 1928 г. ординариата для русских католиков византийско-славянского обряда.

Проникновение россиян в пределы Китая было связано со строительством в 1897-1903 гг. Китайской Восточной железной дороги. В 1898 г. по велению императора Николая II Романова (1868 — 1918) был заложен город Харбин, который строился по специальному проекту, разработанному архитекторами в Санкт-Петербурге. Затем после большевистской революции 1917 г. и Гражданской войны, закончившейся во Владивостоке в 1922 г. воинские формирования адмирала Александра Васильевича Колчака (1874 - 1920) и сибирских контрреволюционеров пополнили русскую колонию в Китае, беженцев сопровождали семьи, масса раненых и больных. По статистике тех лет количество бывших подданных Российской империи в Китае оценивалось в: 150 000 в Маньчжурии, из них в Харбине - 75 000, в Шанхае- 16 000, в Тяньтзине- 5 000, в Мукдене - 2 000 человек. Помимо этнических русских, среди дальневосточной диаспоры, появилось немалое число поляков и литовцев, которые создавали свои римско-католические приходы, оформилась украинская община, были белорусы, грузины, армяне имели свой храм, татары и чеченцы построили мечеть, евреи - синагогу.

Эмигрантская жизнь, с одной стороны оторвала людей от привычных условий жизни, с другой стороны предоставляла некоторые преимущества, освобождала от ограничений прежней политической системы. Свобода, в том числе в вопросах совести и организации религиозной жизни, позволила проявиться такому явлению, которое давно вызревало в российском обществе, это российское католичество византийского обряда. Именно диаспора в Китае дала возможность развития полноценной духовной жизни русских католиков, как на приходском, так и на епархиальном уровне, с развитием своих структур в области духовного просвещения и образования, в миссионерском служении, в решении задач социального и благотворительного характера, в создании собственной издательской базы и иных вопросов.

Инициатива создания первой русской греко-католической общины принадлежнала бывшему православному протоиерею Константину Коронину (1881 - 1923), прибывшему в Харбин из Читы в 1922 г. Он присоединился к католической церкви в 1923 г. Вслед за ним, его отец также протоиерей Иоанн Коронин тоже присоединился к Вселенской церкви в 1925 г. Среди русской интеллигенции появилась инициативная группа, одним из членов которой был полковник Виктор Всеволодович Власов (фон Вальденберг), впоследствии депортированный в СССР, где и погиб в Гулаге, из его записей узнаем: «5/18 января 1925 г. отец Иоанн отслужил в местном католическом храме латинского обряда первую всенощную, а 6 января Крещенскую литургию – при громадном стечении молящихся католиков и православных <…> за литургией поминалось имя Вселенского Архиерея Папы Пия XI, митрополита Андрея (Шептицкого) и Патриарха Тихона». Следует обратить внимание на характерное замечание, – русские католики продолжали за богослужением поминать законно избранного Всероссийского Патриарха Тихона (Белавина) (1865 - 1925). В сознании людей, свершившееся в их жизни церковное единство, не было изменой православию, а как раз наоборот – это было выражение того импульса, того движения свободного церковного развития, которое дал в России Поместный Собор 1917-1918 гг. Церковь свободная от политических пристрастий и государственного давления получила реальную возможность осуществлять свободный диалог между своими разрозненными частями, где греко-католические общины начала XX в., это предвестники реальной модели единства Востока и Запада. К сожалению, этот глоток свободы оказался малым, достаточно не изученным и сознательно погребенным под искусственным мифом о межцерковном диалоге, созданным профессиональными экуменистами и миротворцами советского периода церковной истории.

Итак, в 1925 г. в Харбине был открыт первый русский греко-католический приход в честь святого князя Владимира. Затем, в этом приходе, некоторое время служил временный священник, присланный из Пекина, которого сменил, присоединенный из православных отец Захарий Ковалев. Известно, что в мае 1928 г. Православную церковь покинули также диакон Георгий Гиц и архимандрит Николай Алексеев (1869 — 1952), известный миссионер в Корее, Японии и Камчатке, он был лично знаком с праведным Иоанном Кронштадским, авторитетным святым Российской православной церкви. Алексеев в 1947 г. выехал Аргентину.

Всех их в общение с Вселенской церковь принимал апостольский делегат в Китае архиепископ Келсий Костантини (Celso Costantini).

Дела, связанные с обращением русских были поручены ведению Комиссии «Pro Russia», которая, изучив имеющиеся сведения, принимает решение об учреждении отдельной структуры, 31 марта 1928 г. в Харбин был назначен апостольский администратор архимандрит Фабиан Абрантович (1884 - 1942), из регулярных клириков мариан (Congregatio Clericorum Marianorum sub titulo Immaculatae Conceptionis Beatae Virginis Mariae). Абрантович родился в Западной Белоруссии, учился в Санкт-Петербурге и Лувенском университете в Бельгии, где в 1914 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Философские концепции мировоззрения Н.О. Лосского". В 1918 г. он возглавил Минскую католическую духовную семинарию, с 1920 г. работал в Польше, с 1926 г. - в Литве. В 1939 г. отец Фабиан был в Европе, докладывал в Риме о своей работе, затем из Италии через Варшаву он планировал ехать в Вильно, однако доехать ему удалось только до Новогрудка, где его застало начало Второй мировой войны, откуда повернул во Львов, 25.10.1939 на пограничном посту Рава-Русская он был арестован советскими пограничниками. После трех месяцев проведенных в Лычаковской тюрьме 11.01.1940 Абрантович был направлен в Москву, где 23.9.1942 особым совещанием Коллегии НКВД был приговорен к 10 годам лагерей, умер в Бутырской тюрьме.

На его место в 1939 г. был направлен архимандрит Андрей Цикото (1891 - 1952), до этого он трудился в Белоруссии, затем с 1933 г. был избран на пост генерала ордена марианов. Спустя почти десять лет его работы в Китае 22.12.1948 он был арестован китайской милицией, утром 25 декабря вместе с четырьмя священниками на китайско-советской границе передан в руки НКВД. В мае 1949 г. Цикото был осужден на 25 лет, в ноябре 1949 г. вывезен в Тайшет, умер в тюрьме «Озерлага» 13.02.1952. В настоящее время по инициативе Апостольского Визитатора для греко-католиков Белоруссии архимандрита Сергия Гаека в отношении Фабиана Абратновича и Андрея Цикото начаты процессы по беатификации.

С 1929 г. в Харбине работал священник Диодор Колпинский (1892 - 1932), уроженец Пскова, выпускник Санкт-Петербургского и Григорианского университетов. Из России эмигрировал в 1922 г., жил в различных европейских странах, с 1927 г. преподавал богословие в Люблине. По прибытии в Харбин он стал первым директором лицея св. Николая, устроенного для обучения детей эмигрантов. В 1931 Колпинский переехал в Шанхай, должность директора лицея занял иеромонах Иосиф Германович (1890 – 1978), известный белорусский просветитель, он был арестован китайской милицией и выдан в СССР, сидел в лагерях до 1955 г., затем выехал в Польшу, далее в Рим, где написал краткую историю Харбинской миссии, впеследствии был переведен в Лондон, где служил в белорусской греко-католической миссии Marian House. Свои лагерные воспоминания священник изложил в книге «Кітай — Сібір — Масква», в эмиграции он редактировал белорусский католический журнал «Божым шляхам».

Следующий священник харбинской миссии - Павел Портнягин (1903 - 1977), из русских эмигрантов, участник Центрально-азиатской экспедиции Н.К. Рериха 1927 г. С 1930 г. Портнягин начал преподавать в Лицее, в 1932 г. учился в Риме, затем в Пряшеве, где был рукоположен, вернулся в Маньчжурию, в декабре 1937 г., в 1948 г. – арестован и препровожден под конвоем в Читу. Постановлением Особого Совещания при МГБ СССР 28.09.1949 осужден на 25 лет исправительно-трудовых работ, срок отбывал в лагерях Восточной Сибири, получил освобождение в ноябре 1956 г., поселился в Самарканде, где работал переводчиком в институте Каракулеводства.

С осени 1935 г. в Китае служил Владимир Мажонас, выпускник «Руссикума», вместе с ним приехал Казимир Найлович, он стал преподавать в лицее. В 1938 г. прибыли новые священнослужители, это Станисла Багович и Станислав Заремба, Антон Аниськович, в 1940 г. он уехал во Францию, где записался добровольцем в польскую армию, чтобы воевать против немцев.

Результатом работы греко-католичейкой миссии в Китае в период с 1928 по 1949 гг. было создание следующих структур: Церковное управление (курия), храм св. Владимира, домовый храм в честь Воскресения Христова при Лицее Св. Николая, монастырь отцов мариан в Харбине. По состоянию на 1935 г. в клире состояло: 5 иереев и иеромонахов, 1 – иеродиакон, 4 – монаха, 4 – послушника, 12 – монахинь ордена урсулинок, 14 – монахинь ордена францисканок. Сестры монахини опекали девочек в интернате и преподавали в школе св. Урсулы.

В 1932 г. во время японской оккупации, юрисдикция ординариата была ограничена территорией Маньчжурии, в 1939 г. произошло реструктуризация и переименование в Экзархат (Esarcato Apostolico) для русских византийско-славянского обряда и всех верующих восточного обряда в Китае.

Не будучи замкнутыми в этнических границах людьми, священники видели возможность миссии среди местного населения: «Китайская душа с ее богатой подоплекой весьма близка к христианству... И обряды, и церемонии весьма хорошо подходят к китайскому укладу жизни, ее стилю - только бы не имели места ни малейшее неуважение и ненужная торопливость. Думаю, что наш восточный обряд мог бы иметь в Китае большой успех, при условии, что он согласовался бы только с китайскими мелодикой и стилем», - писал Германович.

Местные китайские властные структуры и общественность, в целом, благосклонно отнеслись к созданию Экзархата, ценя образовательные и социальные программы, которые пользовались у местного населения большой популярностью. Учебно-воспитательные заведения, созданные русскими католиками были открыты, как для российской католической, так и православной молодежи. «Помимо русских, в школах обучалось также небольшое число детей других национальностей - поляков, литовцев, немцев, армян, китайцев, грузин и прочих», - писал один из директоров. Гордостью лицея была библиотека, насчитывавшая более 5 000 томов на различных языках.

На русском языке в Харбине выходили греко-католические журналы: «Сим победиши» (1922 – 1923), «Единство» (1925), ежемесячник «Крестный путь» (1927 — 1928) и «Католический вестник Русской епархии Византийско-Славянского обряда в Маньчжурии» (1931-1941). Помимо периодических изданий миссия русских греко-католиков печатала книги: «Великий князь Владимир Святой», «Записки по Русской истории», «Христианский брак и нерасторжимость его», в 1935 г. готовился к печати учебник «История России: курс для старших классов средних учебных заведений», в 1937 г. была опубликована книга Владимира Соловьева «Русская идея». Среди уникальных памятников истории книжной кульутры в эмиграции являются произведения известного среди русской послереволюционной эмиграции иезуита Станислава Тышкевича (1887 - 1962), потомка литовско-украинской аристократической фамилии, ведущей присхождение от Гедеминаса, это книги: «Католический катехизис» (1935); «Краткий католический катехизис» (1936) и «Что в православии приемлемо для католиков» (1937). Ему же принадлежит ряд произведений, опубликованных под псевдонимом «Спектатор», это: «Католичество, православие, коммунизм» (1930 - 1931», «Коммунизм о Ватикане» (1930), «Ватикан и СССР» (1931), «Великий князь Владимир Святой и крещение Руси» (1931), «Католичество и революция» (1931), «Масонство, всемирная революция и католичество» (1931), «Непогрешимость Папы и его первосвященство» (1931), «Христианский брак и нерасторжимость его» (1932.

После прихода коммунистов к власти в Китае в 1949 г. священники продолжили своё жертвенное служение, проводили занятия, изыскивали средства на содержание детей, помогали сиротам, кормили голодных. На постоянном содержании греко-католической Миссии в Харбине к 1948 г. находилось 202 мальчика в лицее и 310 девочка в приюте.

Российский историк эмиграции на Дальнем Востоке профессор А.А. Хисамутдинов, оценивает Украинскую национальную колонию в Маньчжурии в 2 000 человек. Имеются сведения о том, что в Харбине и других городах присутствовали украинские общественные организации, действовал, по крайней мере, один приход Украинской Православной Церкви. Галичане греко-католики неоднократно обращались с просьбами иметь своего священника, об этом свидетельствуют письма, обнаруженные в архиве митрополита Андрея Шептицкого. Рукоположение в священный сан некоторых клириков для служения в славяно-византийском обряде в Китае были совершены блаженным Николаем Чарнецким (1884 — 1959).

Помимо Харбина, большая община русских католиков появилась в Шанхае, здесь для девочек был открыт приют св. Софии, мальчики обучались в школе св. архистратига Михаила. В начале работы школы и приюта было 11 девочек, затем через несколько месяцев, их было уже 22. Потом количество воспитанниц дошло до 200 человек. При приюте была домовая церковь в русско-византийском стиле. Работой миссии руководили иезуиты. Среди них - иеромонах Венделин Яворка (1882 - 1956), словак, в Китай приехал в 1934 г., в июле 1941 г. он был направлен для пастырской работы на Буковину, занятую в это время немецкими войсками. После прихода Красной Армии арестован 12.6.1945 в Черновцах, приговорен к 10 годам, наказание отбывал в Темниковском лагере, по болезни освобожден досрочно, в 1956 г. вернулся к родственникам в Чехословакию, где и умер.

Другой священник в Шанхае – Иоанн Мильнер, ирландец, с 1934 г. учился в Риме, готовился к работе среди русских, в 1939 г послан в Эстонию. В связи с угрозой советской интервенции, вместе с другими иностранными гражданами, вынужден был уехать, с 1941 г. был в Китае. В 1943 г., когда Шанхай оказался занят японцами, был арестован и отправлен в концентрационный лагерь, где он провел два с половиной года. Священник отличался особой духовной радостью и нес утешение пленным, которые его очень полюбили. После войны о. Иоанн вернулся к своим обязанностям в Шанхайском колледже, однако здоровье его было подорвано. В 1948 г., перед угрозой коммунистических репрессий, Мильнер был отправлен в Гонконг, откуда уехал в Дублин, Ирландия. Здесь служил духовником в женской монашеской общине Святого Колумбана. В этот монастырь переехали из Шанхая монахини, которые руководили школой для русских девочек. Община продолжала служить по восточному обряду. Скончался 30.5.1951 от сердечного приступа.

Отец Феодор Вилькок (1906 - 1985), служивший с 1939 г. в русском приходе Святителя Николав в Шанхае в своем докладе на съезде русских католиков в Риме в 1950 г. говорил о положении дел в Шанхае, «…где, до большевистского нашествия, процветала русская католическая община, при которой… образовался прекрасный приют и школа для мальчиков. Отношения с православными были весьма дружественными…». Вилькок помогал своим прихожанам эвакуироваться из коммунистического Китая в 1949 г. через остров Тубабао на Филиппинах в США, Австралию и Латинскую Америку. Иезуиты в условиях вынужденной эвакуации сумели спасти наиболее ценные русские и церковно-славянские религиозные книги и более ста икон, которые они перевезли в США и использовали при создании храма при центре им. Владимира Соловьева в Фордамском Католическом университете Нью-Йорка (Russian Center Fordham University. New York, 58).

Часть российских греко-католиков из Китая перебралась в Сан-Франциско, где возник приход Фатимской Богоматери (Our Lady of Fatima Byzantine Catholic Church, 101 20th Avenue (near Lake), San Francisco, California 94121). Другие поселились в Аргентине, где создали приходы Петра и Павла (Church of the Holy Apostles Peter and Paul: Misión rusa, Güemes 2962, 1425 Buenos Aires) и святого Преображения (Transfiguration of Christ Skete, El Castillo — Ba. Monteverde, Los Cardales (2814) Buenos Aires). В Бразилии возник храм Благовещения (Church of the Annuciation of the Virgin: Capelania russa, Rua dos Sorocabanos, 150, Ipiranga - 04202-000 - São Paolo - SP, Brazil). Иезуиты руководили здесь детскими учреждениями, куда перевезли русских детей из Шанхая, это интернат Св. Владимира и институт Св. Ольги.

Таким же образом русская община возникла в Австралии, до наших дней ею руководит отец архимандрит Георгий Брянчанинов, сын русских эмигрантов, родился в 1919 г.на Дальнем Востоке, выпускник лицея св. Николая, вместе с будущим епископом Андреем Катковым в 1937 г. он поступил в монастырь марианов в Харбине. С 1957 г. он служит в русском католическом храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Мельбурне (Melbourne Russian Catholic Center: Chapel of St. Nicholas, 24 Stevenson Street, Kew, 3101 Victoria, Australia). Его прихожане это потомки харбинцев. Они хранят в своей памяти историю Апостольского Экзархата. Вот их слова: «Так, непосредственно и косвенно, лицей также дал Церкви несколько мучеников и исповедников веры».

В Австралии закончил свой земной путь китайский священник отец Михаил Ли, переехавший из Шанхая. В Австралии проживает Иван Ячменников, внук известного нам протоиерея Константина Коронина. В 1997 г., бывшие воспитанники Николай Бутвилло и Дмитрий Муценко издали книгу «Лицей Святого Николая, 1929-1949», рассказывающую о истории русской греко-католической миссии в Китае.