Пастырское послание Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви к верным по случаю 120-летия со дня рождения Патриарха Иосифа (Слипого)

Дорогие во Христе!

Каждый юбилей наших слуг Божьих и исповедников веры – это не только хорошая возможность соборно вспомнить их имена и всем Божьим народом нашей Церкви помолиться за упокой их душ и просить Бога об их прославлении на земле: мы делаем это постоянно. Празднование юбилеев – это также и духовная привилегия нового общения со светочами нашей церковной истории, которое осуществляется через чтение их слова и осмысления их деяний. Так мы становимся причастниками их мудрости и благодарными наследниками их опыта.

В этом году наша Церковь отмечает 120-летие со дня рождения исповедника веры Патриарха Иосифа (Слипого). Хотя указанная дата выражена трехзначным числом, это не должно нас смущать: Патриарх Иосиф – наш современник! В этом легко убедиться, если погрузиться в обстоятельства его жизни или ознакомиться с его пастырским словом. Своим видением будущего он на несколько десятилетий опередил свою эпоху – чтобы оказаться рядом с нами в нашем настоящем.

Рассмотрим вначале один малозаметный, но знаменательный пример из его биографии. Тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год... Иосиф (Слипый), уже Митрополит, находится в ссылке в с. Маклаково Красноярского края. Неволя, притеснения, запрет совершать таинства. Как много людей с нынешним способом мышления мечтали бы в его ситуации хотя бы вернуться в родные края и тихо дожить свой век, чтобы ничем не зацепить страшный маховик карательной машины. А Митрополит Иосиф пишет в то время послание с неожиданным, но красноречивым названием «Великого желайте!». Было ли это послание обращено к его ровесникам? Формально, да. Но надо ли было напоминать о величии желаний тем его землякам, которые тогда массово шли на великие жертвы во имя народных святынь? Не является ли это посланием к нам, людей нынешнего времени, в котором модно желать «все и сразу», в котором все меньше различают добро и зло, сакральное и грязное, великое и низменное?

Как мы уже сказали, замыслы и планы человека растут вместе с ним. Благородные порывы его возвышают, а низменные и греховные стремления разрушают. Да, не каждый рождается гением и не каждому дает Бог совершать спасительные деяния и поворачивать обстоятельства, словно коловорот, но всем дано желать «великого», молить Бога об этом, оказывать посильную помощь в великих духовных свершениях, ибо гигантское строение растет кирпичик за кирпичиком. Каждый может творить добро, а в каждом добром деле есть и величие. Человек может преходящее ввести в вечность и во временном уловить вечное!

Патриарх Иосиф был живым воплощением судьбы украинской Церкви и нашего народа в ХХ веке – он, как и многие другие, был незаконно лишен свободы общения с единоверцами. Его, как и миллионы украинцев, обрекли на пытки в застенках НКВД / КГБ и на мученичество в ГУЛАГе. Но если в заключении он был «немым свидетелем Церкви» («Завещание»), то впоследствии, уже в поселениях, он стал голосом «молчащей Церкви» и ее духовной опорой, никогда не забывая о своих земляках, продолжавших томиться в неволе:

В мыслях устремляюсь ко всем моим братьям в Украине... страдающим на воле и заключенным в тюрьмы, в лагеря непосильного труда... Среди них я вижу новых борцов, ученых, писателей, художников, крестьян, рабочих. Вижу меж ними искателей истины и защитников справедливости. Слышу их голос в защиту основных прав человека и человеческого сообщества. С удивлением смотрю на то, как они защищают свое украинское слово, обогащают свою украинскую культуру, как всеми силами своего ума и сердца спасают украинскую душу. И сострадаю с ними всеми, ибо их преследуют как преступников за эти дела (Завещание).

Все эти слова обращены и к нам – к тем, кому приходится жить в условиях избирательного правосудия, растущих ограничений свободы собраний и демонстраций, прав на получение и распространение правдивой информации, во время вытеснения национального языка и культуры из общественной жизни. В Украине, к сожалению, не прерывается печальная традиция злоупотребления властью и попрания человеческого достоинства, нарушения национальных, культурных и религиозных прав, презрения к своему, родному, которую сопровождает погоня за почестями и жажда власти. Но этому противостоит традиция «сострадания» – солидарности с теми, кто в беде и в страдании. И свидетельство Патриарха Иосифа – красноречивый тому пример.

Сегодня, когда отсутствие единства вновь становится нашей национальной бедой, когда народ искусственно делят по региональным, историческим, языковым и культурным признакам, взгляды Патриарха Иосифа на национальное единство вновь становятся ориентиром. Этого иерарха не надо было убеждать в том, что так трудно донести до наших современников: «Первоисточник общественных проблем – не материальная, а духовная нищета» (из Обращения традиционных Украинских Церквей от 1 декабря 2011 года). В его понимании политическое и национальное единство вырастает из единства духовного, залогом которой является единый Патриархат Украинской Церкви:

Патриархат Церкви – это видимый знак зрелости и самобытности поместной Церкви и мощный фактор церковной и народной жизни, спасение церковного и национального единства. Патриархат основывается на зрелом осознании собственных церковных и национальных сокровищ, своих культурных и исторических достижений и ценностей, своих трудов и жертв.

Нас [греко-католиков и православных] объединяет традиция родного христианства, общие церковные и народные обычаи, общая двухтысячелетняя культура! Нас объединяет общее стремление к самобытности родной Церкви, к ее полноте, видимым знаком которой будет единый Патриархат Украинской Церкви (Завещание).

Этот слуга Божий также указывал на определяющее значение Церкви не только для духовного и национального возрождения в Украине, но и для сохранения украинской идентичности в глобальном масштабе. Ведь духовной матерью украинцев испокон веку была Киевская митрополия (ср. Завещание).

На историческом пути (ее дети) рассеялись по разным странам, среди разных народов и забыли о Матери, которая их родила. Помогите им вновь обрести эту Мать!» (Завещание).

Оказавшись в диаспоре, Патриарх Иосиф стал связующим звеном между частями нашей Церкви, по воле Провидения оказавшимися на разных континентах, – между всеми верными, и в Украине гонимыми, и «в рассеянии сущими». Церковь в диаспоре не просто выжила – она стала мировой Церковью, без которой сегодня уже трудно представить себе ландшафт Католической Церкви в мире.

Знаменательно к тому же, что нынешний диалог между украинскими церквами киевской традиции, направленный на возрождение объединенной Киевской Церкви, словно перекликается с этим патриаршим призывом, который входит в нашу современность спустя десятилетия. Этот призыв находит отклик в сердцах украинских христиан киевской традиции, даже несмотря на конфессиональные различия.

Патриарх Иосиa провидчески понимал, что Вселенскую Церковь невозможно свести лишь к одной культуре, нации или обряду. Для него единство было единством в многообразии, где и особенностям Украинской Греко-Католической Церкви гарантировано мест. Сегодня это уже привычная логика церковного мышления. Поэтому для нас являются нормативами сегодня те два фундаментальных принципа, которыми Патриарх Иосиф охарактеризовал церковную самобытность нашей Церкви: первый – общение с епископом Рима, и второй – верность восточнохристианской византийской традиции.

Тот длинный «путь отречения, несения креста и свидетельства о Нем [Христе]» Иосифа Слипого (18 лет неволи «узника Христа ради») поражает наше воображение. Однако прежде всего действительно достоин удивления в нынешние времена массового неверия, равнодушия и паралича воли его титанический труд по возрождению Церкви в рассеянии.

Изо всех сил я пытался искать выход из этого почти безвыходного положения, чтобы поднять Церковь и Народ из руин, чтобы их возродить. Надо было снова начинать работу возрождения в самом корне, от самых основ. А основы мне виделись в учебе, молитве, труде и христианской праведной жизни (Завещание).

Его вера была непоколебимой, а энергия – неисчерпаемой. Он упорно штурмовал твердыни человеческого равнодушия и косности был. Его жертвенный пример обезоруживал недругов и вдохновлял единомышленников. Он ставил точные диагнозы общественных болезней и предлагал спасительное их лечение.

Как же нам сегодня не благодарить Бога – Украинская Греко-Католическая Церковь, воспитанная великим Митрополита Андрея (Шептицким), сумела в то бурное время «великого желать» – и из этого умения вырос в нашем народе муж великий и сильный, с которым эта Церковь достойно прошла через мученичество испытания и явила миру свидетельство, евангельским содержанием которого мы живем и поныне!

Дорогие во Христе! Отмечая 120-летие рождения Патриарха Иосифа, благодарим Всемилостивого Бога за дар его личности и исповедание – великие сокровища не только нашей Церкви и украинского народа, но и всей Вселенской Церкви. Горячо призываем верных нашей Церкви молиться о прославлении слуги Божьего Иосифа Слипого, а также участвовать в праздничных мероприятиях, запланированных Церковью и органами государственной власти в этом юбилейном году. В частности, призываем принять участие во Всеукраинском паломничестве в Зарваницу 15 – 16 июля, в этом году будет посвященном памяти Патриарха Иосифа, и посетить музей-усадьбу славного сына нашего народа, находящуюся вблизи Зарваницы, в селе Заздристь: так каждый из нас сможет зачерпнуть духовную силу из источника веры этого исповедника, героически служившего нашей Церкви и родному народу. А лучший способ достойного чествования слуги Божьего Патриарха Иосифа – это сделать своими его идеалы и, заручившись его предстательством пред престолом Всевышнего, стараться ими жить и утверждать их в нашем украинском народе.

Благословение Господне на вас!

От имени Синода Епископов
Украинской Греко-Католической Церкви
+ СВЯТОСЛАВ

Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
9 февраля 2012 Божьего

Поручаем всем пастырям прочитать это пастырское послание на всех Божественных Литургиях в воскресенье 19 февраля 2012 года Божьего

http://ugcc.org.ua/2187.0.html

Перевод: RKCVO.RU