Миряне «поворачивают» Церковь

Газета «Ла Круа» провела анкетирование во всех французских епархиях. Оно показало, что 9 446 верных мирян получили от своего епископа письменные миссии. Наряду со священниками, миряне играют видную роль в Церкви.

В Церкви карьеру не делают! Клэр, ответственная за катехизацию в своей епархии, слышала эти слова столько раз! Бывший инженер вспоминает тогда, как добровольно отказалась от профессии, как проводила вечера над богословскими книгами, пока рядом спали дети, как посвящала выходные дни духовным упражнениям или ехала куда-нибудь с церковной общиной. И все, чем были наполнены 20 лет жизни, - чтобы получить 0,5 МРОТ… Клэр смеется: «Если бы я хотела делать карьеру, я бы тут не осталась».

Исследование «Ла Круа», проведенное во всех французских епархиях, показало, что таких, как Клэр, около 9500 человек. Эти верные миряне «не делают карьеры» в Церкви, но большую часть своей жизни отдают именно ей. Среди них мы встретим эконома, больничного и тюремного капеллана, ответственных за формацию, за епархиальные службы, приходских аниматоров. Миряне «поворачивают Церковь» на самом деле, начиная с приходского совета. Все они получили от своего епископа письменную «миссию», в которой им препоручается важное церковное служение. Их называют во Франции LME («laïcs en mission ecclésiale») – миряне с церковной миссией. Многие из них получают заработную плату. Большинство прошло формацию. Благодаря им Церковь во Франции приобретает новый облик: 9500 человек, это много, если мы сопоставим их с 7000 священников моложе 75 лет, которые насчитываются в стране, и с 2460 постоянными дьяконами. Миряне, больше 80% которых – мирянки, прежде всего, изменяют место женщин в Церкви.

ЕПАРХИИ – БЕСКОНЕЧНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Менее чем за 20 лет Церковь во Франции тоже пережила глубокие перемены. Социолог Селин Беро назвала их «тихая революция» - реальность церковной жизни ушла далеко от идиллической картинки, на которой изображен приходской священник и колокольня… Однако же эта «революция» не стимулировала никаких размышлений о статусе этих мирян с миссией. Исследование «Ла Круа» показало, как значительны различия между епархиями. В одной миссию получили более 300 мирян, в другой менее 20. Бывает, что каждый приходской аниматор получает от епископа миссию, а где-то еще ее получают только близкие сотрудники епископа на епархиальном уровне. В действительности каждый епископ по-своему понимает значение «миссии»! точно так же обстоит дело с их задачами. Епархии, как например, Безансонская, говорят о «служении» (ministerium). Но сам термин внушает страх. Также пользуются популярностью «попечение», «служба» и «миссия», которая, кажется, так и останется неопределенной. О. Лоран Вильмэн подчеркивает: «существует разрыв между практикой и чрезмерно осторожной богословской мыслью».

ПОЛИТИКА ВРЕМЕННЫХ МЕР

Монс. Эрве Жиро, занимавшийся мирянами на уровне конференции епископов, в 2010 инициировал важное исследование, в центре которого были новые сотрудники Церкви, констатирует, что мы имеем дело со «слепым пятном». Трудности объясняются тем, в каких условиях в Церкви появились эти сотрудники. С богословской точки зрения Второй Ватиканский Собор, вновь подчеркнувший общее священство всех крещеных, открыл для верных мирян возможность принимать ответственность в Церкви. Но исторически причины этого были куда более прозаическими: миряне начали принимать участие в различных церковных служениях прежде всего из-за нехватки священников.

Вначале вопросов не задавали. Например, в Лионской епархии при кардинале Альбере Декуртре (епископ Лиона в 1981-1994, ум. 1994, в 1985-1988 возглавлял Французскую миссию – трансформированное движение священников-рабочих) было принято систематически замещать священника мирянином на церковной должности. Это происходило в большинстве епархий. Эта политика строилась скорее на временных мерах, позволявших восполнить недостаток призваний, чем на серьезной рефлексии о пастырстве. В этом случае поддерживалось представление о временном, иллюзорном решении. О. Себастьен Куро, священник 33 лет из Неверской епархии, выразился так: «Если в епархию прибудут сразу 50 кандидатов в священники, нужно ли увольнять мирян? Нет, конечно же!»

СВЯЩЕННИКИ И МИРЯНЕ – ВСТРЕЧАТЬСЯ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ДРУГ ДРУГА

Постепенно рефлексия развивается. Монс. Жиро отмечает: « Можно оценивать этих мирян, исходя из нехватки священников, но также можно сказать, что они свидетельствуют о новом образе Церкви, который следует принять к сведению и возрадоваться о нем». Политика систематического замещения уступает место анализу, исходящему из исполняемых функций. Мари-Клэр Мантион, епископский делегат, свидетельствует, что в Безансоне «назначали мирянина всякий раз, когда не было возможности назначить священника-резидента. Теперь в определенных сферах, там, где есть священник, систематически выдвигается мирянин-сотрудник».

Молодым священникам зачастую трудно принять это сотрудничество. О. Куро рассказывает: «Когда я, новый священник, встречаю в приходе мать семейства, которая поддерживает общину и знает ее на протяжении 20 лет, она мне указывает самую сердцевину моего призвания». Вместе с тем семинария совсем не готовит к такому обороту дел: «Шутки о мирянках – дело привычное!» … «Но однажды ты отдаешь себе отчет в том, что отмахнуться нельзя. Нужно учиться находить свое место».

В Вивье (департамент Ардеш, юго-восток Франции) приложили значительные усилия к тому, чтобы улучшить взаимопонимание между священниками и мирянами. Для этого организовывались совместные встречи. О. Мишель Мартен, генеральный викарий, говорит: «Мы были одержимы созиданием единства. У нас было три задачи – узнать друг друга, признать друг друга и уважать друг друга».

ЯСНО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЦЕЛИ

Импровизация окончена. Если краткосрочные трудовые договоры остаются проблемой и объясняют значительную феминизацию, епархии в дальнейшем могут подстраховываться, ставя на адекватных сотрудников. В Лионе епархия требует от мирян, получивших миссию, пройти специальную формацию. Мильдред Барка, помощник генерального викария по вопросам мирян, осуществляющих церковную миссию, уточняет: «В течение нескольких лет мы систематически проводим оценку, что позволило нам лучше провести разграничение ответственности».

Повсюду особое внимание уделяется редакции самого текста «миссии», в котором должны быть ясно определены цели служения мирянина. В Лионе с 2007 года действует совет мирян, исполняющих церковную миссию. Встречи совета проходят три раза в год при участии епископа.

Также в последние годы почти везде подчеркивалось значение духовного сопровождения. Камилла Фюльширон, ответственная за работу с молодежью в своем деканате (19 приходов, регион Ардеш), говорит ясно и четко: «Это необходимо. Церковная работа – как американские горки. Мы проходим через все, порой трудно сориентироваться. И все же мы трудимся ради Церкви!».

Изабель де Гольман

Источник: http://www.la-croix.com/Religion/S-informer/Actualite/Ces-laics-qui-font...