Христиане в Ираке

Тим Дрейк (National Catholic Register) беседует о положении в Ираке с архиепископом халдейского обряда Башаром Матти Варда (Эрбиль, северный Ирак):

После свержения режима Саддама Хусейна число христиан в Ираке резко сократилось. С чем это связано?

Вы правы, христиан стало меньше. На христианские церкви нападают, христианам угрожают, христиан убивают, многих людей вынуждают покинуть страну. Многие люди чувствуют, что для них тут нет места в существующей незрелой политической обстановке. В Ираке политика строится на семейных и племенных связях. Американцы смотрят на происходящее и думают: где тут ошибка? Американцы говорят: «Есть конституция. Прошли выборы. Все должно идти хорошо». Люди, стоящие «снаружи», не понимают, что внутри «работают» именно племенные связи. Племена и партии преследуют собственные интересы. Ирак – страна богатая, у нее бюджет в 100 миллиардов долларов, есть ресурсы, например, нефть. В Ираке люди жаждут денег. У христиан есть много причин для эмиграции, и, может быть, одна-две причины остаться.

Куда уезжают христиане? Есть ли какие-то безопасные для них анклавы на Ближнем Востоке?

Они едут в Сирию (до начала гражданской войны там – прим. перев.), в Ливан, Турцию и Иорданию, но все это – «страны ожидания». Люди стараются не задерживаться там. 44 % иракцев, просящих убежища, - это христиане. Они едут в страны, в которые можно быстрее эмигрировать. Другие семьи ищут окончательного прибежища в Европе, Австралии, Новой Зеландии, США. Люди победнее, у которых нет денег на переезд, мигрируют внутри страны, например, в Эрбиль, в Северный Ирак.

Считаете ли Вы, что пост-коммунистическая Россия могла бы стать защитницей христиан на Ближнем Востоке?

Нет, в первую очередь из-за коммунизма. Православная Церковь сильна в России, но говоря политически, мы не видим в них наших защитников.

Чтобы Вы хотели, чтобы американские католики знали о своих единоверцах в Ираке? Назовите, пожалуйста, три пункта.

Во-первых, христианство присутствует в Ираке 2 000 лет. Это очень древня община. Наши верующие – это не конвертиты из ислама. Мы тут были до ислама. Наши школы всегда считались лучшими, даже в 6-7 веках. Во-вторых, мы переживаем трудные времена. Мы благодарны многим людям, оказывающим нам помощь, солидарным с нами, благодарны католическим организациям. Так или иначе, мы бы хотели от благотворительности перейти к созданию возможностей. Да, мы – меньшинство, но мы можем остаться и строить лучшее будущее для Ирака. В-третьих, я бы хотел, чтобы СМИ обращали на нас больше внимания, чтобы была информация о возможности строить школы и больницы в Ираке. Мы не пользуемся богатством страны. Нам нужно искать возможности оставаться тут и созидать общину. Когда мы покидаем Ирак, мы многое теряем. Когда я посещал наши общины в Детройте, я увидел, что второе и третье поколение иракцев уже не говорит на родном языке. Все наше культурное наследие утрачивается.

Придет ли мирное поколение?

Да, ради этого мы должны трудиться. Следующее поколение не пойдет по стопам родителей – мы устали от неразберихи. Столько людей спрашивают: когда, зачем и почему? Эти вопросы могут нам помочь.

Источник http://www.cnewa.org/blog.aspx?ID=540&pagetypeID=35&sitecode=HQ

На фото: Иракская женщина молится в католическом храме халдейского обряда в Аммане, столице Иордании. Тысячи иракских христиан бежали в соседнюю Иорданию, спасаясь от нападений на церкви в иракских городах в последние годы (фото: CNS/Ali Jarekji, Reuters)