Восточные католики поясняют традицию и ценность женатых священников

“Восточные Христиане, как католики, так и православные, воспринимают двойное призвание к священству и браку как призвание к “большей любви” и расширению границ своей семьи”, - отметил русский католический священник Лоуренс Кросс.

О. Кросс, профессор Австралийского Католического Университета в Мельбурне, был одним из докладчиков на состоявщемся 13 ноября в Риме семинаре, посвященном истории и практике женатого священства в восточных церквях.

Кодекс Канонов Восточных (Католических) Церквей настаивает на том, что "своей семейной жизнью и воспитанием своих детей женатые священники должны являть пример для других верных христиан".

На прошедшей в Риме конференции, организованной Австралийским Католическим Университетом и Институтом Восточнохристианских исследований им. митр. Шептицкого при университете св. Павла в Оттаве, докладчики подчеркивали, что призвание женатого священника в восточных Церквях нельзя понять в отрыве от понимания сакраментального призвания женатых пар.

"Те, кто призван к служению в качестве женатых священников, на самом деле призваны к духовному пути, который в первую очередь характеризуется брачным, семейным образом жизни", - отметил о. Кросс, священническое же призвание произрастает из супружеского призвания этих людей.

О. Кросс и другие докладчики призвали участников конференции осознать достоинство супружеского призвания, указанное бл. Иоанном Павлом II: таинство, выражающее любовь Бога, и путь к святости, основанный на ежедневном самопожертвовании и самоотречении дл блага другого человека.

"Супружеская жизнь и семейная жизнь не противоречат священническому служению", - сказал о. Лоренс Кросс. Женатый мужчина, принимающий рукоположение, призван "любить больше, расширить свою способность любить, границы его семьи расширяются, его отцовство расширяется, он приобретает все новых сыновей и дочерей; община становится его семьей".

Свящ. Басилио Петра, специалист по восточному христианству, профессор богословия во Флоренции, сказал, что "Бог не дает одному человеку двух соперничающих призваний".

Если церковь учит (а она именно так и учит), что брак – не просто естественное установление, направленное на продолжение рода, поскольку брак является "знаком и продолжением Божьей любви в мире", то призвание к браку и священству «обладает внутренней гармонией", - сказал он.

О. Петра, священник, живущий в безбрачии, отметил, что за последние 30-40 лет некоторые богословы и исследователи сделали большой рывок, "развивая идею, что безбрачие – это единственный путь к достижению полного подобия Христу", но такое мнение отрицает традицию женатых священников, подобных Христу, служивших церкви с апостольских времен.

О. Томас Дж. Лойя, священник византийского обряда и член Табор Лайф Инститьют (Чикаго), сказал, что поддержка женатого священства просто в качестве практического решения проблемы нехватки священников была бы предательством восточнохристианской традиции и духовности, точно так же он расценивает и попытки распространения женатого священства без одновременных попыток укрепления восточного монашества, традиционно дававшего безбрачное духовенство.

Он призвал обновить подход к тому, как сотворение человека как мужчины и женщины и их призвание открывает Бога миру.

Прот. Петр Галадза (Институт им. Шептицкого) обратил внимание участников конференции на проблему "ресторанных католиков", выбирающих и принимающих лишь некоторые положения из меню учения Церкви; "те, кто считает себя верными учительству Церкви", похоже, также проявляют разборчивость, когда дело касается официального признания и уважения восточной традиции женатого священства.

"Мы знаем, что составляем лишь 1% верных католиков, но восточные католики имеют право быть собой", - сказал о. Галадза.

"Когда мы празнуем 50-летие открытия II Ватиканского Собора, мы надеемся, что тот же самый Святой Дух, Который вел авторов соборных документов, будет вести и нас, воплощающих эти документы в жизнь", - сказал он, особо напомнив о том, что Собор подтвердил равенство церквей латинского и восточных обрядов и призвал восточные церкви заново открыть их традиции.

"Долгое время понятия «латинский» и «католический» смешивались", - отметил прот. Галадза, и эта путаница распространилась и на отношение к общепринятой в латинской церкви практике безбрачного духовенства – целибат стали воспринимать как нечто лучшее или более святое, чем восточная традиция, которая допускает служение как женатых, так и безбрачных священников.

Докладчики единодушно призвали пересмотреть изданную Ватиканом в 1929 году директиву, запрещавшую рукоположение и служение женатых католических священников восточных обрядов за пределами традиционных территорий их церквей. Эта директива, технически еще продолжающая действовать, в общем, выполняется только по требованию местных епископов латинского обряда.

Источник: http://www.uscatholic.org/news/2012/11/eastern-catholics-explain-traditi...