По следам презентации книги «Семья святого Лазаря»

О. Сергей Николенко: О катехизации – если советскому человеку преподаешь истины, то ощущение близости Бога не возникает из-за серьезных нарушений, которые тянутся с детства. Человека учат на многие вещи не обращать внимания, быть таким бодрым строителем социализма, и в результате человек просто не чувствует многих вещей и, в частности, Бога тоже. И эти вещи надо просто лечить.

Вещь, которая кажется очень простой, а на самом деле нет. Есть понятие «греховность», «человеческая греховность». То есть, человек устроен так, что когда он становится перед выбором, то ему легче и естественнее для его природы поступить плохо, чем хорошо. Вот это суть греховности. Повреждена природа человека. И на этом фоне ему легче грех совершать, чем не совершать. Что это значит? Допустим, я украл вещь. Я считаю, что я совершил грех, и Бог на меня обижается за воровство. Я должен покаяться в воровстве, тогда Бог простит. Проблема вот в чем: вы знаете, что есть такое заболевание, как клептомания. Когда человек просто берет чужие вещи и полностью не отдает себе в этом отчета. Точно так же алкоголик: он пьет, но пока он пьет, то, как правило, на самом деле не понимает, что разрушает свое здоровье, разрушает семью и прочее. Понять ему это мешает его алкоголизм как болезнь. Когда он это понял, он уже на самом деле наполовину избавился от болезни. Итак, есть грех, который человек совершает более или менее свободно, потому что сознательно хочет этого, и есть болезнь, которая ему затрудняет осознание греха, сопротивление греху. То есть, когда человек болен на сто процентов, то он вообще с собой поделать ничего не может. Такого человека изолируют или в сумасшедший дом или в тюрьму. Но на практике человек на какую-то часть болен, на какую-то часть свободно выбирает грешить. Получается, что если я алкоголику говорю: «ты больной, ты не отвечаешь ни за что, перед Богом у тебя вины никакой нет», - он так и будет пить и умрет. Если, наоборот, я ему говорю: «ты выпил, побил жену, ты грешник, ты виноват перед Богом, Он тебя накажет, если еще раз выпьешь, то попадешь в ад», - то получается, что у этого человека и так психика на всю голову испугана, а я запугиваю его еще больше и привожу его в состояние отчаяния. А в отчаянии он тоже выздоравливать не будет, он так и будет пить. Поэтому человек для себя должен более или менее понять реальное положение дел. Насколько я болен, насколько я грешу. И искать для себя такую линию поведения, когда я, может быть, не идеально себя веду, но, по крайней мере, сознательно не грешу, стараюсь не грешить. Когда человек свою предыдущую жизнь прорабатывает с покаянием, ему становится более или менее понятно, Бог ему открывает, насколько он болен, а насколько нет.

И другая вещь, ведь не всякую болезнь имеет смысл лечить. Есть болезни вообще неизлечимые, но с большей частью болезней человек может жить. Жить, если он соблюдает определенный режим, диету, чтобы эта болезнь не прогрессировала. Если мы практически на любого человека после 40-50 лет посмотрим, то у этого человека уже развилась какая-то хроническая болезнь, и если он себя не будет ограничивать, то умрет. Вылечить ее, как правило, тоже невозможно. Это могут быть какие-то нарушения пищеварения, мозговой деятельности, сердца, иммунной системы. Это значит, что если я все необходимые условия соблюдаю, то я на самом деле буду жить счастливо и достаточно долго, - столько, сколько Бог отмерил. И на самом деле я буду более счастлив, чем так называемые здоровые люди, которые себя просто растрачивают впустую. И такая жизнь, наполненная осмысленными ограничениями, дается не просто так, но чтобы, в конечном счете, служить Богу. Это и есть та жизнь, которая угодна Богу. Но для этого мне необходимо признать, что я хронически больной. И не пытаться избавиться от того, от чего я не могу избавиться. Мы вокруг себя видим довольно много людей, отнюдь не умирающих, но у которых вся жизнь оказывается отравленной. Например, женщина растолстела, и всё, думает только о том, как бы похудеть. Диеты, всё остальное заброшено. И так и проходит жизнь – в обиде на Бога, в ненависти к Богу, в зависти ко всем окружающим, у которых вес на килограмм меньше, чем у меня. И так проходит жизнь. Поэтому мы у себя и настаиваем на необходимом элементе трезвости – трезвости перед Богом: признать себя больным. А нам говорят, «нет, для человека признать себя больным унизительно, человек должен стремиться к тому, чтобы быть здоровым, человек должен быть амбициозным, настроенным на карьеру, на успешность».

О подавленном состоянии - не подбадривать себя, а просто сознавать, что есть ощущение тоски, которую производят химические вещества у меня в мозгу, но я не должен идти на поводу у этого ощущения и разгонять его еще больше. Ничего, мозги немножко потоскуют и перестанут, если я им способствовать в этом не буду.

В движении АА то, что называют болезнью, это на самом деле и болезнь, и грех. От греха вылечить нельзя, от греха человек должен обратиться сам. А помочь в лечении физической болезни, конечно, мы это обязаны делать.