«Подпольная душпастырская деятельность отца Алексия Зарицкого в свете послания Митрополита Иосифа Слипого «Основные правила современного душпастырства»
17 сентября 1939 года, согласно пакту Риббентропа-Молотова Западная Украина было присоединена к Украинской Советской Социалистической Республике. Наконец-то после многих веков разделения большая часть исторических украинских земель снова оказались в одном государстве. Но одновременно присоединенные территории быстро на себе ощутили все прелести «советского рая». Начались гонения, преследование по политическим и национальным признакам, массовые аресты, расстрелы и депортации. Быстрыми темпами насаждалась советизация теперь уже самых западных рубежей необъятной страны советов. В очень не простой ситуации в Галиции оказалась Греко-католическая Церковь, возглавляемая митрополитом Андреем Шептицким. Этот вызов митрополит в духе апостольского рвения решает использовать во благо Церкви.
В этот же день он назначает экзархов на новые территории, ранее принадлежащие Советскому Союзу, и сразу же просит Святой Престол об утверждении новых назначений. В связи с советской оккупацией Галиции контакты с Римским Престолом становятся невозможными, и только 22 декабря 1941 года митрополит Шептицкий получает из Конгрегации Восточной Церкви информацию о том, что Святейший Отец подтвердил назначение экзархов. Так, согласно декрету Святого Престола Преосвященный Николай Чарнецкий назначается экзархом Волыни, Полесья и Подляшья, преподобный отец Климентий Шептицкий, брат митрополита Андрея, игумен отцов студитов, экзархом России и Сибири, Его Преосвященство Иосиф Слипый экзархом Великой Украины, преподобный отец Антоний Неманцевич, член общества иезуитов, экзархом Белоруссии. В документах Конгрегации этого нет, но по словам митрополита Иосифа Слипого и епископа Николая Чарнецкого на допросах после ареста, к территории экзарха Иосифа Слипого кроме Великой Украины относились также Крым и Кавказ, в территорию экзарха Николая Чарнецкого кроме Волыни, Полесья и Подляшья входила также Холмщина, а к экзархату Белоруссии были присоединены Прибалтийские республики: Литва. Латвия и Эстония.
В то же время Конгрегация сообщила, что пока Святейший Отец посчитал невозможным удовлетворить просьбу митрополита Шептицкого о выборе из числа присоединившихся православных кандидатов епископа Полтавы, а также избрать еще двух или трех епископов Великой Украины, еще одного для России и одного для Белоруссии, указав, что это можно будет сделать при другом удобном случае, а сейчас нет возможности послать пастырей из западных областей вглубь России (1 т. 1, ст. 36-37).
При этом надо также вспомнить, что 22 декабря 1939 года в своей резиденции на Святоюрской горе митрополит Андрей, с разрешения Святого Престола тайно рукополагает во епископы ректора Львовской Богословской Академии отца доктора Иосифа Слипого, назначая его своим преемником на кафедре Галицкого митрополита. Назначение коадъютора было связано как со здоровьем уже не молодого митрополита, так и с опасностью ареста или смерти самого митрополита Шептицкого. Когда митрополита Андрея спросили, почему именно Иосифа Слипого он избрал своим преемником, он ответил коротко: «Этот не сломается». Последующие десятилетия показали, что эти, как и другие слова Великого митрополита были пророческими.
В этом же 1939 году митрополит Андрей при своей резиденции открывает курсы по подготовке священников для работы на территории Советского Союза, ответственным за эти курсы был назначен Блаженный епископ Никита Будка.
В 1939-1940 годах происходили тайные совещания экзархов, на которых они рассказывали о своей деятельности. К сожаленью, из-за тяжелой политической ситуации за это время не удалось много сделать. Летом 1940 года во время одного из собраний митрополит Андрей Шептицкий зачитал полученное из Апостольского Престола письмо, в котором Папа Пий XII давал указания, как вести религиозную деятельность в сложившейся ситуации, в условиях советской власти, и предоставлял неограниченные права епископам в отправлении религиозных треб в связи с невозможностью нормальной и регулярной связи с Римом, а также на случай применения органами советской власти репрессий к епископам и выселения их в отдаленные местности Советского Союза.
В связи с тем, что в период с 1939 по 1941 год много священников было репрессировано, некоторые убиты, другие арестованы, третьи вывезены на принудительное поселение, появилась необходимость дать священникам четкие инструкции, как действовать в чрезвычайных ситуациях. Весной 1941 года Иосиф Слипый пишет брошюру под названием «Основные правила современного душпастырства». Понятно, что в период советской оккупации издание этой брошюры было невозможным, поэтому только после начала войны, после ухода большевиков и прихода немцев появилась возможность издать этот текст. Осенью при помощи одного священника в одной из типографий под Львовом тиражом 1.000 экземпляров была издана данная брошюра, подписанная только инициалами ОИС.
Ввиду последующих событий 1945-1946 годов данная инструкция оказалась весьма кстати. Так как весной 1945 года были арестованы все греко-католические епископы, а 8-11 марта 1946 года во Львове состоялся организованный органами НКВД при содействии церковных властей Московского патриархата так называемый «собор» Греко-Католической Церкви, на котором была официально ликвидирована Брестская уния, а греко-католики якобы вернулись в лоно Русской Православной Церкви. Все священники, монахи и монахини, которые воспротивились воссоединению с православной церковью, были подвергнуты жестким репрессиям. Сотни священников и монашествующих пополнили ряды политических заключенных и отправились в разные концентрационные лагеря Сибири и Казахстана.
Но, несмотря на всю тяжелую ситуацию, религиозная жизнь среди греко-католиков продолжалась. До 1954-1955 годов подавляющее большинство священников, не подписавших воссоединение с православьем, пребывают в лагерях и тюрьмах, метко названных Александром Солженицыным «Архипелагом Гулагом». Здесь надо подчеркнуть, что многие из них прошли лагеря именно здесь на казахской земле – в Карлаге, Спасске и Кенгире.
Конечно, центром христианской жизни является служение Евхаристии. Жертва Христа, принесенная за грехи человечества, становится особенно переживаемой в условиях унижения, насилия и смерти. Поэтому и Божественная литургия, которую служили тайно от жестоких взглядов надзирателей и стукачей, становилась истинной Жертвой, где часто кровь Христа соединялась с кровью мучеников.
Инструкция Иосифа Слипого «Основные правила современного душпастырства» начинается словами, что современное душпастырство в какой-то мере возвращает нас к раннехристианскому времени, в которых главная мысль: «Спасти души», выдвигалась на первое место во всей своей остроте, а все остальное уходило на второй план. Инструкция давалась священникам на время, когда они не смогут контактировать со своими епископами ординариями, а значит, фактически в какой-то мере каждый священник брал на себя некоторые полномочия епископа.
Вторая часть была посвящена таинствам. Здесь Иосиф Слипый напоминает, что Святейший Отец уделил особые полномочия и диспенсации, которые, в общем, еще никогда раньше не давал. Дальше митрополит обращает внимание, чтобы по возможности всегда иметь при себе хотя бы часослов, требник и малый служебник, так как вряд ли кто-то знает все важнейшие молитвы наизусть. При их отсутствии на поселении, например, если бы их нашел, то можно пользоваться и русскими требниками, а в первую очередь требником Петра Могилы.
Дальше митрополит переходит по очереди все таинства. Что касается первых двух таинств, то здесь Иосиф Слипый не задерживает долго своего внимания, подчеркивая только, что крещение нужно уделять освященной водой. Ее можно освятить коротким чином, который находится в иерейском часослове. Если нет при себе книг, то можно крестить природной водой и сокращенной формой: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Что касается материи таинства крещения, то перечисляются следующие: вода из колодца, речная вода, морская вода, из озера, из болота, из цистерны, дождевая вода, дистиллированная вода, химически созданная с кислорода и водорода, топленого снега, из льда и града, минеральной воды, воды из остуженного пара и из росы. Недействительной же материей являются такие жидкости, как молоко, кровь, слюна, вино, растительное масло, пиво, смалец, чернило, фруктовый сок, слезы, пот и т.д. Сомнительным будет крещение, совершенное бульонои, слабым пивом, кофе, чаем, соком из деревьев, розовой водой, снегом и льдом.
В связи с преследованием Церкви в России существует проблема, что те, кто родился после 1930 года, могут быть не крещены, или неправильно крещены мирянами, в связи с этим надо их крестить повторно, хотя бы под условием, так как от действительности таинства крещения зависит действительность всех других таинств.
Крестными родителями не могут быть, если это только возможно, монахи, монахини и родители. Не допускаются быть крестными те, кто живет без венчания, отступники от веры (апостаты), кто находится под публичным отлучением, еретики. Несоединенных (то есть православных) можно допускать, если нет никого другого, и наоборот, католики могут быть крестными для православных.
Что касается миропомазания, то инструкция обязывает священников иметь при себе миро, освященное епископом. Для действительности таинства нужна форма: «Печать дара Святого Духа. Аминь» и хотя бы помазать только лоб, при помощи пальца. Помазание ватой, кисточкой делает таинство недействительным. Миро можно употреблять и старое, если оно не испорченное и если нет возможности получить свежее. Разрешено уделять таинство миропомазание и для верующих другого обряда. При необходимости разрешено также использование мира, освященного православным архиереем, при условии, что это не вызовет соблазна у верующих. При этом Иосиф Слипый пишет, что епископы, используя свою власть, могут не только в Великий Четверг, но и в любой другой день освятить миро при необходимости.
Здесь можно привести такой пример из жизни митрополита Иосифа Слипого. Когда митрополит находился в лагере в Сибири, он написал своим знакомым в Украину письмо, в котором попросил прислать ему лекарство, некую мазь, после чего написал ингредиенты на латинском языке, которые означали компоненты, используемые для приготовления мира, и попросил завернуть бутылочку в бумагу. Знакомые прислали ему это масло, завернутое в страничку, вырванную из архиератикона, на которой находилась молитва на освящение мира. После освящение мира Иосиф Слипый написал письмо, в котором сообщил, что это не то масло, которое он просил, но чтобы оно не испортилось, он возвращает его назад. Таким образом, священники в Украине получили освященное миро.
Переходя к таинству евхаристии, в своей инструкции митрополит подчеркивает, что для этого таинства Святейший Отец уделил великие полномочия и большие льготы.
Божественную литургию можно служить без света, без антиминса, хотя бы только на скатерти, если она есть. Без облачения, если их нет, и где-нибудь, в любом приличном месте, и на улице под открытым небом, и даже без верующего, который бы мог отвечать на литургии, если его нет, или если никто не умеет отвечать. Каждый священник имеет право освятить себе чашу. Если нет чаши, можно использовать стеклянную посуду: стакан, рюмку, фарфоровую чашку и др. Что касается материи, должен быть пшеничный хлеб, квашенный или пресный. Если нет дрожжей, или заквашенного теста, надо испечь лепешку. Если нет пшеничного хлеба и вина, нельзя служить литургию. В пшеничной муке могут быть добавки ржаной или ячменной муки, но в основном должна быть пшеничная мука. Иногда это тяжело определить, поэтому надо следить за чистотой муки и вина. Из яровой пшеницы будет действительная материя, но испеченный хлеб, замешанный на молоке, сахаре, меде или вине, становится недействительной материей. Но если добавить сахара, меда, вина, масла и молока в малом количестве по сравнению с количеством воды, то такая материя является действительной. Если добавка находится в большом количестве, материя становится недействительной. Добавление соли не влияет на действительность материи хлеба.
Далее хлеб должен быть испеченный. Сделанное тесто, даже если затвердело и высохло, или тесто, сваренное в кипятке или молоке, не является действительной материей. Засушенные агнцы после месяца трудно считать действительной материей. Вино должно быть только виноградное. Все другие фруктовые и искусственные вина и соки не могут быть действительной материей, поэтому на них никак нельзя служить литургии. Выдавленный сок незрелого винограда и винный уксус являются недействительной материей. Можно сделать вино из ягод изюма, которые замачиваются в воде. Их отжимают только спустя десять часов, и эта жидкость, которая должна иметь вкус, цвет и запах вина, будет действительной материей. В чаше должна быть выжатая жидкость, а не брошенный изюм, и она должна содержать в себе алкоголь. Алкоголя должно быть от 5 % до 20%, причем от ферментации виноградного сока, в ином случае материя будет недействительна. Если к виноградному соку добавить водки или другой алкоголь, то материя будет недействительна. Освящение замерзшего вина будет недействительно. Под смертным грехом обязываются священники добавить в вино на проскомидии несколько капель воды, даже минеральной, если в данной местности она используется. Для обмывания чаши после причастия можно использовать воду, если нет вина. Что касается установительных слов освящения, то здесь нечего добавить, единственно если с католической церковью воссоединяется приход, который желает, чтобы богослужения совершались на украинском, белорусском или другом языке, то и слова освящения можно произносить на национальном языке, хотя лучше было бы эти слова произносить на церковнославянском языке.
Служитель может при необходимости биновать, то есть брать вознаграждение за вторую службу, которую отслужил в один день. Разрешено также и триновать (совершать три литургии в день) в воскресенья и праздники, для того, чтобы верующие могли принять участие в Божественной литургии. Кто умеет, может служить службу наизусть. В случае ссылки, укрытия перед преследованием, в побеге и тюрьме, епископы имеют право разрешить священникам служить литургию каждый час без поста. Настоятели в таком положении не обязаны жертвовать за народ. Другие священники могут служить каждый час без предписания поста в воскресенье и праздники, чтобы дать верующим возможность участвовать в Божественной литургии с тем, что священники должны поститься 4 часа перед литургией, разве что будет непредвиденная нужда совершить литургию.
В деревнях, где не сохраняются Святые Дары, можно служить литургию каждый час без поста, чтобы причастить верующих. Также священники, которые должны служить литургию в отдаленных местностях или поздно вечером и не могут из-за болезни поститься, могут принять еду в медицинских целях (молоко, кофе, час, бульон без булки, жидкое лекарство). Литургию можно также служить за несоединенных, то есть за православных, и в их намерениях.
Святое Причастие могут верующие сами себе взять, если будет опасность, что могут узнать преследуемого священника. Святое Причастие для больного может занести без свечки и тайно набожный верующий, а больной может сам причаститься. Но при этом Иосиф Слипый подчеркивает, что не допустима причина, когда один священник спрашивал недавно, может ли он послать с одним прихожанином святое причастие в соседскую деревню, потому что там большое болото. Митрополит также напоминает, что Святейший Отец разрешил также принимать причастие в другом обряде, однако последнее святое причастие (то есть причастие тяжелобольного или умирающего верующего), а также Пасхальное Святое Причастие надо принимать в своем обряде. Что касается вопроса о возможности причастия в православном храме, Иосиф Слипый отвечает, что при крайней необходимости это возможно, но при условии, что не будет соблазна для других верующих.
Что касается таинства исповеди то, каждый священник, который на время ссылки или побега суспендирован от принятия исповедей, даже если не получил еще право их принимать, может:
- разрешать от грехов всех верующих, духовенство, монахов и монахинь на всей территории Советского Союза, без различия обряда и границ епархий.
- разрешать от всех задержанных грехов Апостольскому Престолу, если нет возможности связаться с Апостольским Престолом или епископом, который имеет власть разрешать эти грехи, с тем, что при первой возможности священник должен уведомить Апостольский Престол.
Дальше идет описание различных ситуаций и грехов, которые священник имеет или не имеет власти отпускать.
Священников призывается учить верующих, чтобы они хотя бы 4 раза в год исповедовались.
Что касается таинства елеосвящения или соборования то уделять его надо только освященным елеем, сделанным из оливкового масла, и с помазанием тела больного. Нельзя соборовать здоровых, больных младенцев, безумных, и здоровых, идущих на смерть.
Что касается таинства священства, инструкция говорит в основном о принятии в единство с Вселенской Церковью православных епископов, священников и диаконов. Подчеркивается честность намерения духовных, желающих приступить к единству, а также обращается внимание на проверку действительности рукоположения в православной церкви. Если священник служит для православной паствы литургию, и они не хотят слышать упоминания Папы во время литургии, то рекомендуется вместо упоминания Папа Римский употреблять другие термины Верховный Пастырь, или Вселенский Архиерей. Хотя здесь надо подчеркнуть, что например митрополит Иосиф Слипый, пребывая на поселении в Красноярском крае в доме инвалидов в Маклаково, служил литургию для живущих с ним православных, диаконское служение совершал для него православный диакон, и на вопрос митрополита, не смущает ли их упоминание Папы Римского во время литургии, они отвечали, что нисколько их это не тревожит.
Много места инструкция уделяет таинству супружества, подчеркивая, что, так как в случае с Пресвятой Евхаристией, Святейший Отец уделил для священников очень широкие полномочия. Здесь коснемся только некоторых моментов о данном таинстве. Благословить супружество можно при одном и даже без свидетелей, если брачующиеся бояться преследования, или принадлежат к партии, или находятся на действительной военной службе. Тем не менее, при этом священник должен удостовериться в свободном состоянии брачующихся и в отсутствии преград. Каноническое право разрешает также на миссионерских территориях и во время преследования совершать таинство супружества перед любым священником, если нет настоятеля, и двумя свидетелями, а также без священника при двух свидетелях, при условии, что в течение месяца не было возможности встретиться со священником. Свидетелем таинства супружества может быть любой человек, даже неверующий. Также священнику даются широкие полномочия в диспенсации от супружеских преград. Здесь не будем входить в детали супружеского права.
Что касается полномочий для благословений и освящений то они довольно скупые. Поэтому священник обязан пользоваться требником, или своим, если у него есть, или другим, если найдет требник Петра Могилы, русские требники, передсинодальные, синодальные или старообрядческие. Только епископ может освящать миро, и при необходимости также вне Великого Четверга. Также епископ может разрешить некоторым священникам освящать антиминсы. Священники могут освящать чаши и дискосы. Латинские священники могут освящать елей для елеопомазания и миропомазания. При необходимости можно для православных освящать воду, пасхи, свечи, травы, фрукты, мед и т.д. На утрени можно также помазывать освященным елеем.
Если какой-нибудь священник попадет на какую-нибудь территорию Советской России, он имеет право создать приход. Главный принцип – оставить все без изменения, служить все по-старому, к чему люди привыкли, и если оно не противоречит католической вере и нравственности. Что касается обряда, надо оставить такой, какой практикуется в данной местности, не внося в него никакие изменения. На территории России надо придерживаться только синодального обряда, среди старообрядцев только старообрядческого.
Дальше инструкция говорит об обязанности каждого священника молиться ежедневно молитвослов, а также перечисляет ситуации, в которых священник может быть освобожден от чтения молитвослова (как например, в тюрьме, в дороге, если нет с собой молитвослова и др.)
В своей последней части инструкция говорит о том, что кто внешней силой был принужден к совершению греха, но не дал на это своего внутреннего согласия, он не совершает греха. В этой опасности надо советовать тому, кто подвержен насилию, возбуждать в себе акт веры, надежды и любви Бога и отдавать себя в опеку Божью. Что касается законов, то понятно, что несправедливый закон и невозможный в исполнении не обязывает в совести. Поэтому, если это не связано с отказом от веры, дети могут вступать в пионеры или комсомол, чтобы не провоцировать преследование своих родителей, если за это им бы грозило лишение работы, ссылка или арест. Работать физически в воскресенье под принуждением не является грехом.
В завершение своей инструкции Иосиф Слипый пишет: «Дай Боже, чтобы эта экстремальная ситуация продолжалась не долго. Мы, конечно, думаем, что современные условия это только переходное и временное состояние, которое Господь попустил, как какое-то интермеццо в Божественной комедии, которое неожиданно появилось и скоро окончится. Было бы неправильным аргументами разума и себя и других лишать надежды, которая является могущественной поддержкой в жизни. Все-таки, беря во внимание реальное положение дел, надо сказать, что современная ситуация является следствием долгих исторических процессов, она медленно поддается изменениям и продолжается в том же направлении.
Инструкция заканчивается постановлением. Высокопреосвященнейший Митрополит уделяет на 10 лет священникам, кроме тех, кто находится под церковным запретом, полномочия, полученные от Апостольского Престола, причем теперь - на случай ссылки, а на территории Архиепархии на будущее, если будет невозможна связь с Ординарием.
Мы знаем, что такая ситуация продолжалась для Греко-католической Церкви несколько десятилетий. Так, 11 августа 1958 года на своем допросе митрополит Слипый говорит: «Поэтому каждый священник, зная о своих чрезвычайных правах, действует у себя на месте, как независимый епископ в некоторых правах. Распоряжение Папы Римского о чрезвычайных правах священникам распространяется не только на период военного времени, но и на период чрезвычайного положения греко-католической церкви. Такой период переживает наша церковь и в настоящее время, т.е. когда ей легально невозможно существовать».
Конечно, надо помнить, что инструкция была написана еще в 1941 году, когда Греко-католическая Церковь, хотя уже и преследовалась советской властью, но официально еще существовала и могла хотя и с трудностями, но совершать еще свое служение людям. Последующая жизнь Церкви в катакомбах вносила свои коррективы.
На основании всего вышесказанного, в свете этой инструкции мы можем представить себе священнический подвиг Блаженного отца Алексия Зарицкого. Конечно, самым тяжелым временем для священника было время в лагере. Здесь было труднее всего получить хлеб и вино для совершения евхаристии, да и время и место надо было подыскать, чтобы никто не настучал лагерному начальству. Но из разных свидетельств мы знаем, что отец Алексий получал в лагере передачи от своих прихожан, в которых они также передавали ему виноград или изюм для изготовления литургического вина, а также засушенные агнцы, которые прятали в макароны или другие передаваемые продукты. Служение евхаристии в лагере было, наверное, единственным, что давало священнику духовную силу выдержать, не сломаться не только самому, но еще и поддерживать других. Также взаимная поддержка была очень нужна для всех, кто нес этот крест преследования и поругания. Так на допросе 21 августа 1958 года митрополит Иосиф Слипый говорит: «Находясь в лагере, я показывал другим пример своей твердостью, непоколебимостью греко-католической вере. Естественно, мой авторитет, как митрополита, моя твердость духа могли служить примером для других в терпимости. Священники сами мне об этом говорили, что они держатся потому, что держусь я, это в свою очередь воодушевляло меня».
Митрополит Иосиф Слипый всегда на всех допросах твердо отвечал: «Я считаю до сих пор себя главой, митрополитом греко-католической церкви. С решением Львовского собора 1946 года о присоединении греко-католической церкви к православной я не согласен». В связи с этим находясь в лагере, он находит возможность через знакомых передавать рождественские и пасхальные поздравления на Родину, которые переписываются и распространяются среди верующих греко-католиков. В 1953 году митрополит Иосиф Слипый пишет Послание заблудшим священникам, обращаясь к тем, кто, поправ священническую присягу из-за слабости духа, отступил от своей Церкви. В этом послании он призывает их к покаянию и возвращению в лоно греко-католической церкви.
Находясь в заключении, митрополит продолжает и оттуда в меру своих сил руководить подпольной греко-католической Церковью и даже назначает администраторов. Так в 1959 году митрополит Иосиф Слипый, после смерти епископа Николая Чарнецкого во Львове, назначает вместо него отца Василия Величковского, которого в 1963 году во время короткой остановки в Москве по дороге из Сибири в Рим тайно рукополагает в епископы в гостиничном номере. Позже он также назначает администраторов на другие части Советского Союза, где оказались ссыльные греко-католики. Отец Николай Ревть назначен администратором Западной Сибири с центром в Новосибирске, отец Илля Блавацкий назначен администратором Центральной Сибири с центром в Красноярске, отец Степан Ратич назначен администратором Восточной Сибири с центром в Иркутске, отец Алексий Зарицкий назначен администратором для Казахстана с центром в Караганде, а отец Иосафат Федорык, позже рукоположенный епископом Александром Хирой в Караганде в епископы, назначен администратором для Киргизии с центром во Фрунзе. Таким образом, Церковь приспосабливалась к новой действительности и продолжала свое нелегкое пастырское служение также для многих греко-католиков, оказавшихся в ссылке в отдаленных частях Советского Союза.
Пример предстоятеля Церкви, узника Христа, который провел 18 лет в советских лагерях и ссылках поддерживал на духе сотни священников, которые продолжали свое нелегкое служение в условиях тоталитарного и безбожного государства.
Этот пример помог и отцу Алексию Зарицкому выдержать в каторжных условиях сталинских лагерей. Он знал, что не он один, но вся его Церковь, а в первую очередь его бывший ректор Богословской Академии, а позже его митрополит и ординарий Иосиф Слипый разделяет его участь в тяжелых условиях рабского труда. Именно поэтому, освободившись из лагерей, он ведет переписку с митрополитом, а в 1957 году едет в Красноярский край, чтобы встретиться с митрополитом, привозит, собранные для него верующими галичанами деньги.
Личность Блаженного отца Алексия Зарицкого особо ярко проявляется после освобождения из сталинских лагерей. Начиная с 1955 года, многие священники были освобождены, большинству из них удалось вернуться домой. Кто-то продолжил активную подпольную деятельность, кто-то из-за страха старался уже особо не высовываться и служил у себя дома для небольшой общины верующих, так чтобы не попасть под подозрение вездесущих кегебистов.
В то же время в Западной Украине ситуация складывается сложная. Закрыты сотни храмов, остальные переданы русской православной церкви. Что делать людям? Как поступать? Куда идти? Ведь не все были знакомы с катакомбной церковью, не зря она действовала в глубоком подполье, что и власти было тяжело их найти, не то, что обычным людям. Многие оправдывали себя, если нет выбора, буду ходить в ту церковь, которая открыта, а кто там служит и как уже не важно.
Отец Алексий придерживался другого мнения. Во время своих проповедей и встреч с людьми, он безустанно повторял: «Люди, умоляю вас, не отрекайтесь от веры своих отцов», не ходите в православную церковь, держитесь своей веры. Именно поэтому он отказывается от спокойной жизни после лагеря, не ищет себе легкую работу, которая бы давала ему защиту перед государством, но всю свою жизнь, здоровье и силы отдает служению людям. Тысячи километров, десятки городов в Украине, Сибири, Казахстане и других частях необъятной советской родины он проезжает, чтобы нести людям Христа, крестить, венчать, исповедовать, хоронить. Очевидцы рассказывают, что отец Алексий иногда целый день и всю ночь исповедовал, так много приходило народа, так как не знали, когда следующий раз приедет священник и приедет ли снова? Он отказывался от пищи, чтобы люди его не ждали. Он видел духовный голод бедных верующих потерявших своего пастыря, поэтому старался служить им всем, чем мог.
Многие греко-католические священники, вышедшие из лагерей, начинают служить для численной немецкой общины, разбросанной по огромным территориям Сибири и Казахстана. Одним из них становится и отец Алексий. Я не знаю, как и от кого они получали право биритуализма, в изданной инструкции об этом не было ни слова, безусловно, это было связано с тем, что ситуация 1941 года и того же 1955 года, когда священники начали выходить из лагерей уже была совершенно другой. Спасение душ было основным правилом и законом подпольной деятельности священнослужителей. В связи с этим по примеру Апостола Павла, который стал всем для всех многие украинские греко-католические священники стали родными пастырями для немецких католиков. Тем более, что все они были рождены, когда Галиция была частью Австро-Венгерской империи, а значит, немецкий язык знали хорошо и могли свободно служить, исповедовать и проповедовать немцам на их родном языке. Как здесь не вспомнить имена хотя бы некоторых из них. Епископ Александр Хира, отец Дмитрий Кузьминский, отцы василиане: Антоний Станканинец, Богдан Тадавчич, Степан Пришляк, Иосиф Шабан, редемпторист Юрий Потерейко, и многие другие, имен которых, к сожаленью сегодня всех не знаем и не помним.
Присутствие священника и ценность Божественной литургии была так велика, что многие не смотрели, в каком обряде, и на каком языке, служится литургия или святая месса. Так украинцы приходили на латинские богослужения, а немцы на греко-католические. Епископ Иосиф Верт вспоминает, что сам в детстве очень часто прислуживал епископу Александру Хире во время литургии в восточном обряде. Люди не делили священников этот наш, этот ваш, все они были родными и близкими и общими для всех, воистину это был образ Христовой Церкви, которая дышала обоими легкими Западом и Востоком. Поэтому отец Алексий Зарицкий был своим и для украинцев галичан, когда служил им греко-католическую литургию, и для переселенцев-немцев, когда служил для них латинскую мессу.
о. Василь Говера, Апостольский визитатор для греко-католиков Казахстана
- Войдите на сайт для отправки комментариев