«Да обретут они всё в Тебе, Господи, ибо превыше всего избрали Тебя»

Публикуем речь Бенедикта XVI во время приёма для участников Конгресса «Ordo Virginum», прошедшего под девизом «Посвящённое девство в мире: дар для Церкви и в Церкви».

Дорогие сёстры!

Я рад приветствовать каждую из вас, посвящённых и «торжественно обрученных Господу нашему Иисусу Христу» (Обряд посвящения дев – RCV), по случаю Международного паломничества и конгресса Чина дев, собравшего всех вас в эти дни в Риме. Особо приветствую и благодарю кардинала Франца Роде за его сердечные слова и огромное усердие в поддержке этого начинания, также благодарю от всего сердца Организационный комитет Конгресса.

Выбирая главную тему этой встречи, вы опирались на мое высказывание, синтезировавшее все, что мне довелось сказать о женщинах, избравших путь посвящённых Богу дев, живущих в миру: «Дар в Церкви и для Церкви». В свете этих слов я хотел бы утвердить вас в вашем призвании и призвать возрастать день за днём в понимании харизмы, предстающей столь сияющей и плодотворной, когда мы смотрим на него с точки зрения веры, и такого тёмной и ненужной с точки зрения этого мира.

«Будьте и по имени, и в действительности рабами Господними, подражая Божьей Матери» (RCV). Чин дев представляет собой особенное выражение посвящённой жизни, вновь расцветшей в Церкви после Второго Ватиканского собора (ср. Vita Consecrata,7). Но корни Чина дев уходят в древность, в апостольские времена, когда в сердцах некоторых женщин зародилась жажда девства, посвящённого Богу, - иначе говоря, желание предать себя без остатка Богу, и впервые это желание нашло свое воплощение в Деве из Назарета и Её «да будет». Отцы Церкви видели в Марии прообраз христианских дев, подчёркивая новизну этого нового образа жизни, который выбирается в свободе и из любви.

«Да обретут они всё в Тебе, Господи, ибо превыше всего избрали Тебя» (RCV). Ваша харизма должна отражать не только интенсивность, но и исходную свежесть. Она была рождена простыми евангельскими словами: «Кто может вместить, тот вместит» (Мф 19,12) и советами святого Павла о девстве для Царства Божия (см. 1 Кор 7,25-35). И тут раскрывается во всей своей полноте тайна христианства. Когда зародилась ваша харизма, она не обрела черт определенного образа жизни, но постепенно развивалась, пока не состоялось истинное и подобающее торжественное и публичное посвящение, совершенное епископом, и женщина, посвященная Богу, стала sponsa Christi, образом Церкви – Невесты Христовой.

Дорогие сёстры, ваше призвание глубоко коренится в поместной Церкви, к которой вы принадлежите: ваши епископы должны распознавать в вас харизму девства, совершить посвящение и, насколько возможно, поддерживать вас на вашем пути, чтобы научить вас страху Божьему, как они обязались делать это во время торжественной литургии посвящения.

Когда вы участвуете в жизни епархии, с её традициями, её святыми, её ценностями, ограничениями и проблемами, ваш горизонт расширяется, открывая вам Вселенскую Церковь, прежде всего, в ее литургической молитве, порученной вам, дабы «ваши уста непрерывно возглашали славу Отцу нашему небесному и не уставала молитва» (RCV). Таким образом, ваше молитвенное «я» постепенно расширится, пока в молитве не останется лишь великое «мы». В этом и состоит молитва Церкви и истинная литургия. В диалоге с Богом будьте открыты диалогу со всеми творениями, становясь их матерями, матерями чад Божьих (ср. RCV).

Ваш идеал, сам по себе воистину великий, не требует никаких особых внешних изменений. Все посвященные продолжают жить той же жизнью. Может показаться, что такая жизнь лишена специфических черт монашеской жизни, прежде всего послушания. Но вас любовь приводит к подражанию Христу (sequela – прим. ред.): ваша харизма требует полного вверения себя Христу, уподобления Жениху, требующему от вас соблюдения евангельских советов, чтобы сохранить Ему нерушимую верность (ср. RCV). Пребывание с Христом невозможно без внутренней, духовной жизни, но одновременно оно открывает вас общению с братьями: отсюда произрастает ваша миссия. Существенное «Правило жизни» определяет задания, которые каждая из вас принимает с согласия епископа как на духовном уровне, так на экзистенциальном. Так пролегают личные жизненные пути. У каждой из вас свой стиль и способ переживания дара девства, посвящённого Богу, и такие международные встречи, как нынешняя, делают это еще более очевидным. Призываю вас устремить взоры вглубь, чтобы пережить тайну Божьей нежности, которую каждая из вас носит в себе, и открыть, что вы, такие разные, - настоящие сестры.

«Пусть вся ваша жизнь будет верным свидетельством любви Божьей и видимым знаком Царства небесного» (RCV, 17). Стремитесь к тому, чтобы в жизни вашей всегда сияло достоинство Христовой невесты, новизна христианской жизни и радостное ожидание жизни будущего века. Тогда ваша простая жизнь станет путеводной звездой для мира. Выбирая девство, вы в сущности, указываете на бренность земной действительности и предзнаменование вечных благ. Будьте свидетелями бдительного и действенного ожидания, радости и мира, свойственных тем, кто предал себя Божьей любви. Будьте в мире паломницами, стремящимися к Божьему Царству. Посвящённая дева являет собой ту невесту, которая вместе со Святым Духом единодушно взывает к Господу: «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Откр 22,17).

Расставаясь с вами, вверяю вас Деве Марии. Обращаюсь к вам словами святого Амвросия, воспевшего христианское девство: «Пусть в каждой из вас будет душа Марии, чтобы прославлять Господа; пусть в каждой из вас будет дух Марии, что радоваться в Боге. Если есть только одна Матерь Христа по плоти, то по вере Христос – плод всех, ибо каждая душа получает Божье Слово, насколько непорочна и свободна от грехов, насколько она хранит целомудрие и достоинство» (Комментарий к Лк 2,26: PL 15, 1642). Желаю вам этого от всего сердца и вас благословляю.

Ватикан, четверг, 15 мая 2008 г.

Перевод текста - под редакцией rkcvo.ru

Нижнее фото: Мария Маргарита, побивающая беса