Католичество Византийского обряда в России от появления Ординария до настоящего времени

Образование Ординариата

Новейший этап в истории Российской Католической Церкви Восточного обряда (РКЦВО), в которую и мы вписываем сегодня очередные страницы, начинается, безусловно, с назначения Ординария для католиков византийского обряда в России. Папа Иоанн Павел II 20 декабря 2004 г. (Декрет Апостольского Престола №118/2004 вышел позже, 3.01.2005) назначил Иосифа Верта, ординарного епископа римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске, также Ординарием всех греко-католиков в России (оrdinarius pro fidelibus Ritus Вyzantini in Russia).

Это решение было принято с согласия самого епископа Верта и после консультаций Конференции католических епископов Российской Федерации. Принято считать, что выбор пал именно на епископа Иосифа, поскольку основная часть существовавших к тому времени греко-католических приходов располагалась на территории его епархии, пользуясь его всесторонней поддержкой. Другой причиной могло служить то, что он с детства был знаком с восточным обрядом – в Караганде служил известный епископ Александр Хира.

Так мы вошли в новую экклезиологическую реальность, называемую Ординариатом. Ординариат учреждается, когда не существует условий для создания обычных церковных структур. Основной особенностью данного Ординариата явилась необходимость взять под опеку всех католиков византийского обряда, хотя и различных традиций. Те крещеные в детстве в православной Церкви, которые уже в сознательном возрасте по свободному решению присоединились к католической Церкви, канонически находятся в ведении Ординария, он же решает вопрос о смене обряда. Украинцы, верные УГКЦ, в разное время оказавшиеся в России, так же как и последователи русской синодальной традиции, окормляются вместе под омофором Ординария. Предполагалось, что такое единодушие будет естественным для наследников великой идеи объединения Церквей.

Оборотной стороной существования Ординариата явилась невозможность инкардинирования в нем священников. Также невозможно было регистрировать приходы Ординариата согласно законодательству РФ. Апостольский Экзархат так и остается вакантным…

22 Февраля 2005 года на первой встрече католических священников восточного обряда, служащих на территории РФ, Апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини передал Декрет Папы. Ординарий в свою очередь поблагодарил Святого Отца за оказанное доверие и принял на себя обязанность заботиться о верующих и священниках восточного обряда в России. Началось развитие низовых структур Ординариата.

Современное состояние

За прошедшее десятилетие многое вокруг изменилось. Количество общин и приходов осталось на прежнем уровне. Номинально до сих пор имеется деление на пастырские округа в границах римско-католических епархий, хотя координаторы округов в данное время не назначены. Восточные общины существуют только в Преображенской епархии и Архиепархии Божией Матери. В этом плане за всё время существования Ординариата ситуация не меняется.

Священников сегодня 12. Храм пока один, в Новокузнецке. В Калининградской области, благодаря активной деятельности священника-салезианца Андрея Залевского, образованы приход и ряд общин. В Прокопьевске (Кемеровская область) монахи редемптористы в 2015 г. свернули свою миссию, теперь приход окормляется священником из Новокузнецка. Трудное положение в приходах Омска и Саргатского в связи с вынужденным отъездом из РФ этим летом священника Дмитрия Козака VE, ожидается приезд нового настоятеля.

Заслуженно большое внимание уделялось приходам в Ханты-Мансийского АО, где постоянно или временно проживает большое количество выходцев из Западной Украины, верных УГКЦ.

• В Нижневартовске большой приход восточного обряда действует совместно с римско-католическим. На зарегистрированный римско-католический приход был выделен земельный участок и активно ведется строительство храма в восточном стиле. В следующем году планируется его освящение.

• В Сургуте приход постоянно действует в недавно построенном латинском храме св. Иосифа Труженика. Совместное использование этого храма двумя приходами было важным условием при финансировании строительства.

• Прекрасная часовня построена в небольшом городе Лангепасе.

• В г. Радужном также построен и освящен большой дом-часовня.

В настоящее время на всей этой большой территории трудятся двое священников.

Государственная регистрация

Во время строительного бума в северных приходах неоднократно поднимался вопрос официальной регистрации, получения земельных участков и строительства именно греко-католических храмов или часовен. Уведомление властей о существовании религиозной группы граждан не давало никаких прав. Многие священники жаловались, что отсутствие возможности государственной регистрации прихода является большим (хотя, разумеется, не главным), препятствием в служении и проповеди. Новосибирская римско-католическая епархия предоставляет возможности для регистрации в рамках своей структуры, таким образом, на ее территории эта проблема решается.

Напомним, что на момент учреждения Ординариата уже были зарегистрированы 4 греко-католических местных религиозных организации (в Омске, Саргатском, Прокопьевске, Новокузнецке). Наряду с правами, статус юридического лица налагает на приход множество обязанностей: регулярные проверки Минюста, налоговая отчетность и проверки, сдача отчетности во внебюджетные фонды, органы статистики, ведение бухучета и прочее…

Как удалось зарегистрировать эти 4 прихода, и почему регистрация стала невозможна впоследствии? В 1990-х годах, когда существовали две Апостольские администратуры для католиков европейской и азиатской частей России, их Уставы (и не слишком пристальное внимание со стороны органов юстиции) позволяли регистрацию греко-католических приходов в составе Администратур.

В мае 1995 года епископ Иосиф Верт утвердил Устав греко-католического религиозного объединения в Новокузнецке, в июле 1996 он был зарегистрирован Управлением юстиции. Пункт 1.2 Устава гласил, что "Объединение является неотъемлемой частью Греко-Католической Церкви и принадлежит к Апостольской Администратуре для католиков азиатской части России". В 1999 г. была пройдена государственная перерегистрация в соответствии с новым федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". Такая же процедура была и в остальных случаях.

Таким образом, приходы могли спокойно в юридическом плане существовать лишь до 2002 г., когда Администратуры были преобразованы в епархии. Это повлекло за собой необходимость внести изменения в правоустанавливающие документы. Однако не подлежащий изменению Устав римско-католической епархии не предусматривал учреждение либо наличие в его структуре греко-католических приходов. Многократные попытки (например, в Сургуте) зарегистрировать греко-католический приход были безрезультатны.

В итоге юридическая служба Новосибирской епархии был выработала новый Устав прихода и предложила новое наименование - «Местная религиозная организация католиков восточного обряда централизованной религиозной организации Римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске приход Пресвятой Богородицы Непорочного Зачатия в Новокузнецке». Такое громоздкое название греко-католический приход в Новокузнецке носит с 8 августа 2014. Аналогичная ситуация имеет место в Прокопьевске. Это решение является прецедентом и может помочь тем, кому госрегистрация необходима. Следует ожидать, что это не последняя точка в юридическом статусе греко-католиков.

Биритуалия

Ещё одной характерной чертой для РКЦВО является тесное сотрудничество, вплоть до взаимного «проникновения» приходов восточного и западного обрядов. Затрудняюсь назвать общину, которая была бы совершенно отделена от местной латинской. В Преображенской епархии все греко-католические священники либо параллельно окормляют латинские приходы, либо оказывают им пастырскую помощь. Для богослужений византийского обряда обычно используются помещения латинских приходов. В настоящее время это единственная возможность для удовлетворения религиозных потребностей всей католической общины на территории Преображенской епархии. Ее диктуют реальные условия. По словам Папы Франциска Церковь – это «полевой госпиталь», в особенности это относится к католической Церкви в дехристианизированной России. Поэтому академические соображения о том, как биритуальная практика вредит «чистоте обряда» или благочестию, являются попыткой оправдать свою пастырскую пассивность. Следует добавить, что нехватка римско-католических священников в общинах создает условия пастырской необходимости, оправдывающие их окормление женатыми греко-католическими священниками. Подобной же попыткой не смотреть в глаза реальности служат укоры латинским собратьям, что они не поставляют в ряды восточных приходов всех ранее крещённых в восточном обряде некатолических Церквей.

Литургические традиции

Только в трех общинах на территории Преображенской епархии богослужения совершаются на церковно-славянском языке в синодальной традиции. Все остальные – в традиции УГКЦ.

В первые годы после освящения храма в Новокузнецке проводились богослужения и в украинской, и в синодальной традициях. Атмосфера была подобающая, на неплохом уровне были певчие. Казалось, что можно на основе зрелой украинской общины попытаться создать общину из русских католиков, стремящихся к единению с Апостольским Престолом в рамках византийского обряда. Интерьер храма, правда, был непривычен для людей, представляющих себе православное богослужение по образцам местных церквей. Возможно это, как и другие факторы, послужило тому, что, в конечном счете, в общине остались только пожилые украинские греко-католики. В настоящее время богослужения совершаются только в украинской традиции.

Новокузнецк – Прокопьевск. Личный опыт

Завершая разговор, позвольте поделиться личным опытом. С 1998 г. с небольшим перерывом я являюсь настоятелем восточного и западного приходов в Новокузнецке, а с 2015 г. - ещё и в Прокопьевске и общинах юга Кемеровской области. Кузбасс является основным историческим местом служения греко-католиков. С 1959 г. здесь постоянно был священник. Отец Василий Руда CSsR (+ 1991) приехал в Прокопьевск именно для окормления депортированных туда украинцев. Сама жизнь, ее жестокие условия, а не благообразные рассуждения, формировали стиль его жизни и служения. С начала 60-х гг. он опекал и римо-католиков. В 1979 к нему на обучение приехал из Львова Ярослав Сподар, который после рукоположения в 1984 г. остался служить до 2002 г. Сестры-монахини из Литвы с 1984 по 1997 г. работали вместе отцами-редемптористами, они же купили и содержали первый дом для богослужений в Новокузнецке.

Вехой в жизни каждой общины бывает постройка своего храма. В Прокопьевске сборно-щитовая часовня была поставлена в 1995 г. В Новокузнецке епископ Верт принял решение построить храм в восточном стиле. В 1999 был изготовлен проект, на согласования ушли годы... В 2004-м было начато строительство, в 2007-м храм был освящен во имя св. Иоанна Златоуста. Задумывался он, понятно, для использования в двух обрядах.

Внешняя, материальная сторона, кузбасской католической общины находится в удовлетворительном состоянии. Имеются храмы, приходские дома, проведена государственная регистрация всех приходов. Состояние самих приходов указывает на необходимость серьезной духовной работы. Мы не гонимся за количественными показателями. Римо-католические общины стабильны и имеют небольшой рост. Общины греко-католиков украинцев просто стабильны. Для появления общин русских греко-католиков пока не сложилось достаточных условий.

Итоги

На мой взгляд церковного практика, РКЦВО – это плод великой идеи соединения Церквей которую необходимо бережно хранить и развивать. В новых условиях РКЦВО необходимо найти себя заново. Нельзя идти на поводу сиюминутных выгод, пытаться использовать в свою пользу ошибки и просчеты РПЦ, которая находится в состоянии становления и преодолевает свои болезни роста. Не следует также соревноваться с РПЦ в лучшем исполнении синодального литургического обряда. Сущность обряда не в эстетике, а в верной теологии и наполненности Духом.

Я считаю, что РПЦ не исчерпала возможности роста на нынешнем историческом этапе, хотя многие ее критики утверждают иначе. Поэтому не следует рассчитывать на приток значительного числа людей, привлеченных в своих духовных поисках византийским обрядом католической Церкви. Направленность на окормление узкой национальной группы украинских греко-католиков не имеет длительной перспективы. УГКЦ сейчас проходит сложный этап обретения новой идентичности в условиях независимости Украины, решает собственные задачи.

Но жизнь впустую не проходит. В практической пастырской деятельности и молитве вырисовываются контуры «едина стада и едина Пастыря», здесь усилия моих прихожан заслуживают благодарности. Они заслуживают и хорошего храма, и достойного пастырского попечения. Мы верим, что наши усилия затрачиваются не впустую.

Использованы материалы: Ростислав Колупаев. Российская Католическая церковь византийского обряда (краткий исторический очерк). Материалы сайта http://rkcvo.ru. Данные приходских архивов Прокопьевска и Новокузнецка.

Примечания

1 Решение было в значительной мере спровоцировано известным нам авантюрным, хоть и ярким собранием нескольких священников 23-25 августа 2004 г., получившее название «Саргатский собор». Его участникам казалось, что настало время решить накопившиеся к тому времени организационные вопросы. Действительно, греко-католические приходы, учрежденные ранее, не имели внятной структурной принадлежности, священники не были инкардинированы по месту служения, новые общины не видели возможности регистрации и направления своего развития. Участники настаивали на преемственности этого сообщества от исторического экзархата блаженного Л. Федорова и даже назначили временно исполняющим должность экзарха о. С. Голованова. В этом же ключе прошла позднее встреча в Санкт-Петербурге духовенства и мирян 5-7 ноября 2004 г. Такая активность не прошла незамеченной компетентными церковными властями и подтолкнула их к уже упомянутому кадровому решению.

2 Церковная статистика, обычно склонная к оптимистическим оценкам количества верующих, тем не менее, дает представление о состоянии Ординариата. Участники «Саргатского собора» сообщали в 2004 г. Префекту Конгрегации для Восточных Церквей патриарху Мусе Игнатию I кардиналу Дауду о 15 приходах и общинах РКЦВО. На 2008 год в состав Ординариата РКЦВО входило уже 33 прихода и общин (из них 4 зарегистрированных), 9 священников епархиальных, 7 монашествующих, 5 сестер-монахинь. Для богослужений имелось около 20 часовен и домов, а также 1 храм.

3 В силу своей структурной неполноценности Ординариат не может быть зарегистрирован в РФ как централизованная религиозная организация (ЦРО). По существующему в настоящее время законодательству католический приход тоже нельзя зарегистрировать как автономную религиозную организацию, даже по факту 10-летнего подтвержденного существования, - он должен быть учрежден и входить в состав ЦРО. Не подходит и вариант создания ЦРО несколькими местными религиозными организациями. Таковая должна быть сначала учреждена компетентными церковным властями, что затем подтверждается государственными органами юстиции.

4 В ходе очередной проверки Управления Минюста в Кемеровской области несоответствие в учредительных документах было выявлено. Хотя о ликвидации прихода как юридического лица речи не шло, но при согласовании новых документов Минюст категорически выступал против слов "греко-католический" в наименовании, ссылаясь на то, что это отличное от римско-католического вероисповедание.
 

Протоиерей Алексей Баранников, настоятель храма Св. Иоанна Златоуста в Новокузнецке