«Страданиями навык послушанию»

1. жертва или послушание.Невозможно заключить океан в объятия, но, что гораздо лучше, можно позволить океану обнять себя, погрузиться в него. Так и со Страстями Христовыми. Их нельзя охватить полностью в духе, нельзя и увидеть их глубину; но можно погрузиться в Страсти, переживая один их этап. В нашем нынешнем размышлении мы воспользуемся дверью послушания.

Послушание Христа - тот аспект Страстей, более всего раскрытый в проповеди апостолов. «Был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2 , 8); «послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19); «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр 5, 8-9). Послушание представляется ключом к прочтению всей истории Страстей, где оно обретает полноту смысла и ценность.

Святой Бернард Клервосский отвечает тем, кого соблазняет факт, что крестная смерть Иисуса удовлетворила Бога Отца: «Богу угодна не смерть, но воля умирающего» («Non mors placuit sed voluntas sponte morientis»). Нас спасла не сама по себе смерть Христа, но прежде всего Его послушание вплоть до смерти.

Богу угодно послушание, а не жертва, говорит Писание (ср. 1 Цар 15, 22; Евр 10, 5-7). В случае Христа верно также утверждение, что Бог хочет жертвы, но одна из этих вещей - средство, а другая - цель. Бог желает послушания ради него самого; жертвы же Он желает лишь опосредованно, она - условие, делающее послушание возможным и подлинным. В этом именно смысле Послание к Евреям говорит, что Христос «страданиями навык послушанию». Страсти - испытание и мера Его послушания.

Присмотримся - каково послушание Христа. Иисус в детстве слушался родителей; позднее, когда Он вырос, Он подчинялся закону Моисееву; во время Страстей он подчинился приговору Синедриона, Пилата... Но Новый Завет не вспоминает ни одного из этих вариантов послушания, Новый Завет говорит о послушании Христа Отцу. Святой Ириней Лионский толкует послушание Иисуса в свете песен Слуги Яхве, понимая его как внутреннее совершенное подчинение Богу, воплощенное в жизнь в крайне сложной ситуации:

«И этот грех, рожденный древом, был стерт древом послушания, к которому был пригвожден Сын человеческий, послушный Богу; так, уничтожая знание зла, он ввел и распространил знание блага. Подобно тому, как зло состоит в непослушании Богу, послушание Богу - это благо. Своим послушанием вплоть до смерти на кресте Он искупил древнее непослушание, причиной которого было древо».

Послушание Иисуса осуществляется в частности в послушании словам, написанным о Нем и для Него в «Законе, Пророках и Псалмах». Когда ученики хотят сопротивляться аресту Иисуса, Он говорит: «как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф 26, 54).

2. может ли Бог быть послушным?

Но как можно примирить послушание Христа и веру в Его божественность? Послушание - дело личности, не природы. А личность Христа, говорит нам наша православная вера, - это личность Сына Божьего. Как Бог может быть послушным Сам Себе? Тут мы соприкасаемся со глубочайшим средоточием христологической тайны. Присмотримся к содержанию этой тайны.

В Гефсимании Иисус говорит Отцу: «не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14, 36). Вопрос в том, кто здесь «я» и кто «ты», кто произносит fiat и кому он это говорит. В древности на эти вопросы были даны два ответа, они существенно отличались и были связаны с разными христологиями.

С точки зрения александрийской школы богословия, «я», тот, кто говорит, - это личность Слова, воплощенная личность говорит «да» воле Божьей («ты»), общей воле Отца, Сына и Духа Святого. У того, кто говорит «да» и того, кому он это «да» говорит - одна воля, все же рассматриваемая в двух моментах времени или в двух разных состояниях: состоянии воплощенного Слова и состоянии предвечного Слова. Драма (если так можно сказать) разворачивается скорее в Боге, чем между Богом и человеком, так как существование в личности Иисуса Христа свободной человеческой воли еще в полноте не признавалось.

Интерпретация антиохийской школы ближе к истине в этом вопросе. Авторы этой школы утвеждают: чтобы быть послушным, должен быть тот, кто слушается, и тот, кого слушаются: никто не может быть послушен сам себе! Послушание Христа, впрочем, - антитеза непослушания Адама, так что это должно быть послушание человека, Нового Адама, как и первый Адам, представляющего человечество. Вот кто такие эти «я» и «ты»: «я» - это человек Иисус, а «ты» - это Бог, которому Он послушен!

Но и в этом объяснении есть солидный пробел. Если fiat Иисуса в Гефсимании - исключительно «да» человека, пусть даже и нерасторжимо соединенного с Сыном Божьим (homo assumptus), как это «да» может иметь вселенское значение и «оправдать» всех людей? Иисус предстает перед нами скорее как возвышенный образец послушания, чем как «источник спасения» для всех послушных Ему (ср.Евр 5, 9).

Развитие христологии позволило восполнить пробел, в основном благодаря трудам святого Максима Исповедника и III Константинопольского Собора. Святой Максим утверждает: «я» - не человеческая природа, говорящая с божеством (антиохийская школа); но тем более это и не Бог, воплотившийся и говорящий с Самим Собой предвечным (александрийская школа). «Я» - это Воплощенное Слово, говорящее от имени свободной человеческой воли, воспринятой Словом, а «ты» - тринитарная воля, общая для Отца и Сына.

В Иисусе Бог по-человечески послушен Отцу! Однако же понятие послушания не исчезает, и Бог в этом случае не послушен Сам Себе, ведь в этом отношении заключена вся бесконечность подлинной человечности и свободной человеческой воли.

Бог послушен по-человечески! Тогда сюда входит вселенская мощь спасения, заключенная в fiat Иисуса: речь идет о человеческом действии Бога, о богочеловеческом действии. Это fiat воистину, как говорится в псалмах, «твердыня спасения нашего» (Пс 95, 1). Именно благодаря этому послушанию «все оправдались».

3. послушание Богу в христианской жизни

Как всегда, обратимся к практическим выводам, которые мы можем сделать для нашей жизни, вспоминая предупреждение из Первого Послания Петра: «так и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Размышление о послушании может помочь созданию в Церкви подобающего духовного климата всякий раз, когда мы сталкиваемся с возможностью смены людей и места работы.

Когда мы обращаемся к Новому Завету в поисках понятия о послушании, мы открываем нечто удивительное: послушание почти всегда рассматривается как послушание Богу. Конечно, говорится и о всех прочих формах послушания: родителям, хозяевам, начальникам, гражданским властям, «всякому человеческому начальству» (1 Пет 2, 13), но гораздо реже и гораздо менее торжественным образом. Даже само слово «послушание» используется всегда и исключительно для определения послушания Богу или же инстанциям, близким к Богу, за исключением единственного отрывка Послания к Филемону, где указывается на послушание апостолу.

Святой Павел говорит о послушании вере (Рим 1, 5; 16, 26), послушании учению (Рим 6, 17), послушании Евангелию (Рим 10, 16; 2 Фес 1, 8), послушании истине (Гал 5, 7), послушании Христу (2 Кор 10, 5). С тем же языком мы встречаемся и в других местах: Деяния апостолов говорят о послушании вере (Деян 6, 7), Первое Послание Петра - о послушании Христу (1 Пет 1, 2) и о послушании истине (1 Пет 1, 22).

Но можно ли говорить о послушании Богу, есть ли смысл об этом говорить, когда новая и живая воля Бога, явленная в Иисусе Христе, реализуется и конкретизируется в серии законов и в иерархии? Законно ли думать, что после всего этого еще есть «свободная» воля Бога, которую надо принять и осуществить?

Можно понять необходимость и важность послушания Богу, только если мы верим в действенную и прямую власть Воскресшего над Церковью, если мы глубоко убеждены, что и сегодня, как говорит псалом, «Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю...» и прервал Свое молчание! (ср. Пс 49 (50)). Послушание состоит в слушании Бога, который говорит в Церкви, в Духе, который разъясняет слова Иисуса и все Писание и наделяет их властью, делая их путями откровения живой и действенной воли Бога для нас.

Но, приняв, что в Церкви структура и тайна не противостоят друг другу, а едины, теперь мы должны показать, что духовное послушание Богу не исключает послушания видимой и институционализированной власти, но наоборот, ее обновляет, укрепляет, оживляет, так что послушание людям становится критерием распознавания послушания или непослушания воле Бога и ее подлинности.

Послушание Богу подобно «нити, спускающейся сверху», которая держит великолепие паутины, висящей на шпалере. Паук спускается по нити, которую сам же и прядет, и так возникает паутина, совершенная, с хорошо натянутыми углами. Однако же нить, свисающую сверху, не обрезают, когда вся паутина уже готова, наоборот, эта нить поддерживает паутину, без нее все провисает. Если оборвать боковую нить, паук берется за дело и быстро восстанавливает паутину, но когда обрезана верхняя нить, паук уходит - он знает, что тут уже ничего не поделаешь.

Подобным образом обстоят и дела с «нитью» власти и послушания в обществе, в монашеском ордене, в Церкви. Послушание Богу - нить, идущая сверху, все строится на этом послушании; о нем нельзя забывать, даже когда строительство закончено. Забвение этого вызывает кризис, и в конце остается лишь заметить, как это было несколько лет назад: «послушание перестало быть добродетелью».

Но почему важно быть послушными Богу? Почему для Бога так важно наше послушание? Конечно же, не ради удовольствия командовать и иметь подданных! Это важно, так как, будучи послушными, мы творим волю Божью, мы хотим того, чего хочет Бог и так реализуем наше первоначальное призвание быть Его «образом и подобием». Мы пребываем в истине, в свете, а следовательно, в мире, как тело, которое дождалось отдыха. Данте Алигьери сжал все это в один стих, который многие считают самым прекрасным во всей Божественной Комедии: «В волении Его - покой для нас».

4. послушание и власть

Мы всегда можем быть послушными Богу. За всю жизнь мы, может быть, только несколько раз, три или четыре, бываем послушными (я конечно же говорю о случаях серьезного послушания) приказам и видимым властям; но акты послушания Богу многочисленны. Чем больше послушания, тем больше повелений Бога, ведь Он знает, что это - прекраснейший из даров, тот самый, который Он сделал своему возлюбленному Сыну Иисусу.

Когда Бог находит душу, решившуюся быть послушной, он берет в руку ее жизнь, словно руль корабля или поводья кареты. Он конкретно, а не в теории, становится «Господом», то есть тем, кто «правит», «руководит», определяя в каждое мгновение жесты и слова этого человека, то, как он распоряжается своим временем, все.

Это «духовное руководство» осуществляется через «благие озарения», но чаще через Божьи слова в Библии. Когда мы читаем или слушаем отрывки из Писания, фраза или слово высвечивается и в определенном смысле становится радио-активным. Мы чувствуем, что слово побуждает нас, указывает, что мы должны делать. Так решается вопрос послушания или непослушания Богу. В книге Исайи Слуга Яхве говорит «да»: «каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Ис 50, 4). Так и мы каждое утро на Часах или Литургии должны внимательно слушать. В Литургии почти всегда бывает Слово, с которым Бог обращается лично к нам, и Дух даст нам его распознать среди всех остальных.

Я сказал, что слушаться Бога надо всегда. Я должен сказать, что есть еще кое-что, что все мы можем делать, и подчиненные, и руководители. Говорят, что следует уметь слушаться, чтобы мочь приказывать. Тут не идет речь только об эмпирическом утверждении, на нем основано глубокое богословское соображение, если только под послушанием мы понимаем послушание Богу.

Когда настоятель, старающийся жить согласно воле Божьей, предварительно помолясь, дает приказ, заботясь только о благе своего брата и не преследуя никаких личных целей, власть Бога усиливает этот приказ или это решение. Если это будут оспаривать, Бог говорит своему представителю то же, что когда-то сказал Иеремии: «И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле (...) Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя» (Иер 1, 18 и далее).

Интерпретация знаменитого английского экзегета проливает свет на эпизод с евангельским сотником. «Ибо я и подвластный человек, - сказал сотник, - но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Лк 7, 8). Сотник подчиняется, то есть, послушен своим командирам и, в конце концов, императору, поэтому он может отдавать приказы, за которыми стоит авторитет лично императора; его солдаты послушны ему, так как и он послушен и подчиняется своему командиру.

Точно так же обстоят дела, пишет упомянутый экзегет, с Иисусом перед лицом Бога. Иисус находится в общении с Богом и Ему послушен - за Иисусом стоит авторитет Бога, поэтому Иисус может повелеть Своему служителю выздороветь - и он выздоровеет, он может приказать горячке оставить его, и горячка его оставит.

Именно сила и простота этого довода вызывает восхищение Иисуса, сказавшего, что Он не нашел в Израиле такой веры. Сотник понял, что власть Иисуса и Его чудеса проистекают из Его совершенного послушания Отцу, как в конце концов, и объясняет Сам Иисус в Евангелии от Иоанна: «Пославший Меня со Мною, не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин 8, 29).

Послушание Богу прибавляет авторитету вес, то есть дает реальную и действенную власть, не чисто номинальную власть, связанную с функцией, но власть в определенном смысле онтологическую, не только юридическую. Святой Игнатий Антиохийский дал этот превосходный совет одному из коллег-епископов (св. Поликарпу Смирнскому - прим.перев.): «Ничего не должно быть без твоей воли, но и ты ничего не делай без воли Божьей».

Это не означает приуменьшения значения институтов или обязательств или привязки послушания подчиненных исключительно к степени духовного авторитета и веса начальствующего, что, совершенно очевидно, было бы концом всякого послушания. Это означает только лишь, что авторитет начальствующего должен в последнюю очередь основываться на его должности и обязанностях, а прежде всего - на единстве его воли и воли Божьей, то есть - на его послушании...

Тот же принцип проявляется в заповеди любви. Первая заповедь любви остается «первой», ведь Бог - источник и движущая сила всего, но критерий оценки содержится во второй заповеди «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20). То же самое можно сказать и о послушании: как человек, непослушный видимым представителям Бога на земле, может говорить, что он послушен Богу, сущему на небесах?

5. представлять Богу дела

В этом пути послушания Богу нет ничего мистического и необычного. Этот путь открыт для всех крещеных. Он состоит в том, чтобы «представлять Богу дела», как Иофор однажды посоветовал своему зятю Моисею (ср. Исх 18, 19). Я только лишь могу решиться начать какое-то дело, отправиться в путешествие или нет, начать работу, нанести визит, понести расходы и, когда решение принято, просить Бога о благополучном завершении дела. Но если во мне зарождается любовь к послушанию Богу, я буду действовать иначе: я сначала спрошу Бога, совсем просто - на молитве, есть ли Его воля в том, чтобы я совершил путешествие, нанес визит, начал работать, потратился, а потом я это сделаю или нет, но и в одном, и в другом случае это будет актом послушания Богу, а не свободной личной инициативой.

Понятно, что я в ходе моей краткой молитвы не услышу никакого гласа, я не получу никакого явного ответа о том, что я должен делать, и в любом случае они не нужны для того, чтобы в моих действиях я был послушен Богу. Поступая так, на самом деле, я предаю дело Богу, я совлекаю свою волю, отказываюсь от единоличного решения и предоставляю Богу возможность вмешаться в мою жизнь, если Ему это угодно. Тогда, независимо от того, что я решу делать, основываясь на обычных критериях распознавания, я совершу акт послушания Богу.

Как верный слуга никогда не слушает приказов и не отвечает на инициативы, исходящие от посторонних, не сказав: «Сначала я должен узнать, что об этом думает мой господин», так и настоящий служитель Божий ничего не предпринимает, не сказав себе: «Я должен немного помолиться, чтобы узнать, чего от меня желает мой Господин!». Так бразды его жизни переходят в руки Божьи! Воля Божья все глубже проникает в ткань нашей жизни, обогащая ее и превращая в «жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12, 1). Вся жизнь становится послушанием Богу и молчаливо провозглашает Его верховенство над Церковью и миром.

Как говорил святой Григорий Великий, Бог «учит нас то своими словами, то своими делами», то есть событиями и ситуациями. Есть такой вид послушания Богу, часто очень требовательного, которое состоит просто в послушании ситуации. Когда сделан вывод: вопреки всем нашим усилиям и молитвам, трудные, даже абсурдные ситуации, по нашему ощущению - духовно «контрпродуктивные», сохраняются без изменений, следует прекратить «идти против рожна» и открывать в этих ситуациях молчаливую, но решительную волю Бога о нас. Опыт показывает, что зачастую стоит нам полностью принять волю Божью в глубине нашего сердца, как мучительные ситуации теряют свою власть над нами. Мы переживаем их в большем мире.

Трудно быть послушным ситуациям, которые все мы переживаем, старея - отход от активной деятельности, передача другим полномочий, необходимость, быть может, отойти от незаконченных проектов и инициатив. Кто-то пошутил, что ответственность руководителя - это крест, но самое сложное - не быть на этом кресте распятым, но позволить себя снять с креста!

Конечно же, мы не стремимся иронизировать над деликатной ситуацией - никто не знает, как он отреагирует, пока это с ним не случится. Речь идет об одной из форм послушания, наиболее близких послушанию Христа во время Его страданий. Иисус прервал Свое учение, прекратил всяческую деятельность... Его не волновало, что станет с Его Словом, доверенным плохой памяти нескольких грешников... Ни жалоб, ни попыток изменить решение Отца. «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда!» (ср. Ин 14, 31).

6. Мария, послушная

Завершая наши размышления о послушании, задержимся на мгновение перед живой иконой послушания, Той, кто не только подражал послушанию Слуги, но переживал это послушание вместе с Ним. Святой Ириней Лионский пишет: « Сообразно с сим и Мария Дева оказывается послушной, когда говорит - се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему... Ева... оказала непослушание и сделалась причиной смерти и для себя, и для всего рода человеческого, так и Мария ... через послушание сделалась причиной спасения для Себя и для всего рода человеческого». В богословской мысли Церкви Мария именуется послушной.

Мария, конечно же, была послушна родителям, закону, Иосифу. Но не об этих формах послушания думал святой Ириней, но о Ее послушании Слову Божьему. Ее послушание - совершенная антитеза непослушанию Евы. Но - еще раз - кому была непослушна Ева, что ее назвали непослушной? Не родителям - у Евы их не было, не мужу и не писанному закону. Она была непослушна Слову Божьему! Как «Fiat» Марии становится параллелью, в Евангелии от Луки, «Fiat» Иисуса в Гефсимании (ср. Лк 22. 42), так для святого Иринея послушание новой Евы - параллель послушанию нового Адама.

«Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой!», - так наверняка молилась Мария. Попросим у Нее помощи для нас.

http://www.zenit.org/article-12484?l=french

Перевод: RKCVO.RU