О евхаристическом общении Поместных Церквей Владимирова Крещения

Беседа Главы УГКЦ Кир Любомира на радио «Воскресение»

Дорогие радиослушатели, с 29 ноября по 5 декабря 2009 года во Львове проходило заседание Синода епископов УГКЦ. Синод - это высший церковный орган, заседание которого проходит раз в год, и который решает важнейшие вопросы церковной жизни. В Синоде, проходившем под председательством Главы УГКЦ Блаженнейшего Любомира, приняли участие епископы УГКЦ из Украины и из-за рубежа: из Западной Европы, США, Канады, Бразилии, Аргентины и Австралии. Основной темой рабочих заседаний был вопрос евангелизации. Одним из главных результатов Синода стало Синодальное послание по случаю 20-летия легализации УГКЦ, 65-летия со дня смерти Митрополита Андрея Шептицкого и 25-летия со дня смерти Патриарха Иосифа Слипого. Именно с вопроса об этом документе мы и начали наше эксклюзивное интервью, которое дал Блаженнейший Любомир для Радио «Воскресение». Синодальное послание говорит о видении УГКЦ единства Церквей Владимирова крещения в форме общения*. Мы попросили Главу УГКЦ объяснить специфику этого подхода.

Блаженнейший Любомир:

В моменте окончательного принятия христианства св. равноапостольным князем Владимиром в конце Χ века в Украине была одна Христова Церковь. С течением времени, особенно в последние десятилетия, эта Церковь пережила разделение, и мы желаем вернуться к первоначальному единству. Но для этого потребуется много времени, и это должно происходить постепенно. Мы должны найти путь друг к другу, должны осознать наши различия, какое-то время, прямо скажу, привыкать друг к другу. Научиться уважать друг друга, осознать тот факт, что мы разделены, что с течением времени это разделение привнесло особые черты, и что если мы когда-то, с Божией помощью, вернемся к полному единству, к тому, какой Церковь была изначально, нам предстоит преодолеть долгую дорогу к этой цели. Эта дорога долгая не только из-за временной продолжительности, но и потому, что мы должны проходить из одной фазы в другую.

Корр. То есть можно сказать, что первоначальное единство Церквей Владимирова крещения реализовывалось в форме общения*?

Блаженнейший Любомир: Нет, та Церковь была единой. Я говорю сейчас о внутреннем единстве. Мы были единым народом и одной Церковью, не было понятий «Восток», «Запад», «Юг», «католики», «православные» или что-то. Это деление нам навязала история, мы отходили друг от друга, мы переживали внутренние разделения. Церковь во времена Владимира сохраняла единство, так сказать, на международном уровне, она не была разделена. Формально она разделилась только после нашего крещения, в 1054 году. Она была едина, но здесь мы говорим об объединении в таком широком смысле, международном, так сказать. Не было такой обособленности - Византия, Рим, Царьград или еще что-то, это все еще было объединено. Здесь я имею в виду внутреннее единство, которое мы хотели бы благодаря внутреннему общению* привести к окончательному единству, первоначальному единству. На этом пути, как я уже упомянул, мы уже приобрели определенные особенности, литургические обычаи и т.д. И на пути к окончательной цели мы должны, так сказать, научиться уважать друг у друга, никому ничего не навязывать, внутреннее единство должно вызреть.

Корр. Отдельный раздел Синодального послания говорит о патриархате УГКЦ. Поэтому мы спросили Блаженнейшего Любомира, не будет ли препятствовать патриаршее устройство УГКЦ развитию модели общения*?

Блаженнейший Любомир: Оно должно помогать, ведь УГКЦ должна, так сказать, быть самостоятельной. Это в православной традиции называется автокефалия. В католической традиции эта модель называется Церковью своего права. В обоих случаях речь идет не о не каком-то полном отделении от всех других, но о подтверждении самостоятельности Церкви, ее определенной внутренней автономии; и патриаршее устройство, как мы его понимаем, должно, по традиции христианского Востока, подчеркнуть самостоятельность этой Церкви - но это никоим образом не означает отделения от всех остальных. Скорее наоборот, Церковь существует в патриархатах, в поместных церквах, но это одна и та же Христова Церковь. Можно привести такой, может быть, несколько примитивный, хоть и не просто риторический: существует одно человечество, но множество разных государств. И то, что мы живем в отдельных государствах, не опровергает того факта, что все мы люди, принадлежащие к единому человечеству, одному человеческому роду во всем мире.

Корр. Завершается год христианского призвания, специально подчеркнувший священническое призвание. По этому случаю будет издано отдельное синодальное послание. Мы задали Блаженнейшему Любомиру вопрос об основных акцентах этого документа.

Блаженнейший Любомир: В заголовке сказано: «Священник - орудие Божьего милосердия для людей». Что это значит, как священник должен видеть себя - слугу людей? Священство - не средство освящения души священника. Святое Таинство священства, которое мы получаем в рукоположении, приготовляет человека к служению. Это сильно отличается от, скажем, крещения или миропомазания, когда Таинство служит освящению человека, который его принимает. Но святое Таинство рукоположения человек принимает, чтобы служить.

Корр. 2010 год по решению Патриаршего Синода епископов будет также с акцентом на призвании, но уже на призвании к посвященной Богу жизни.

Блаженнейший Любомир: Хочу здесь обратить внимание на тот факт, что часть людей - и мужчин, и женщин - получили от Бога особое призвание, не следует забывать, что 2010 год - третий среди посвященных теме «Христианское призвание». В первом из них, 2008-м, мы подчеркивали христианское призвание вообще, то, что каждый человек призван Богом, и должен это призвание беречь, уважать, развивать и использовать для своего блага и для блага людей. В 2009 году мы подчеркнули, что среди призваний существует призвание к священству. Третий год, наступающий 2010, будет подчеркивать, что среди призваний, которыми Господь Бог одаривает людей, есть и призвание к посвященной Ему жизни, ее особенности раскрываются в так называемых евангельских Советах. Человек, ощутивший призыв Бога, выбирает определенный стиль жизни: он живет в бедности и отрекается от владения земными благами, живет в целомудрии и послушании. Посвященная жизнь возможна и для состоящих в браке, но тогда речь идет о соблюдении супружеской чистоты и верности в обществах христианской, апостольской жизни. Это тоже люди, живущие по определенным нормам, которых мы включаем в число, так сказать, посвященных Богу.

Корр. Далее Глава УГКЦ рассказал о задачах, определенных Синодом на этот год.

Блаженнейший Любомир: Мы хотим обратить внимание на эту форму призвания, ведь она чрезвычайно важна для всей церкви. Эти люди своей жизнью, деятельностью, молитвой свидетельствуют об основных христианских истинах в христианской общине. Они от чего-то отказываются: не от чего-то плохого, их отказ должен помочь им лучше, совершеннее служить Богу, своим отречением они свидетельствуют об определенных христианских ценностях. Также в этом году мы хотим обратить большее внимание на сам факт призвания, то есть поощрять молодых людей, мужчин или женщин, ощущающих такое призвание, это призвание уважать, развивать, следовать ему. А с другой стороны, мы стремимся, чтобы вся христианская община поддерживала тех, кто чувствует это призвание и живет им, и не препятствовала им. В основном, это родители, семья или какие-то группы, которые просто делают невозможным реализацию этого Божьего приглашения.

Подготовил отец Игорь Яцив. (Фрагмент программы Радио «Воскресение»)

* укр. сопричастя - прим. пер.

источник http://www.rr.lviv.ua/pfc.php?p=1
перевод www.rkcvo.ru
печатается с сокращениями.