Украинская Греко-Католическая Церковь между Востоком и Западом
По материалам доклада д-ра Олега Турия (Институт истории Церкви, Львов, Украина), произнесенного 15 сентября 2000 года на конференции в Фрайзинге (Германия).
Обращение Украины и трения между Востоком и Западом
В 988 году князь Владимир Великий ввел христианство в его восточном (византийско-славянском) обряде как государственную религию Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и была частью Константинопольского патриархата. Однако эта Церковь также оставалась в полном евхаристическом общении с латинским Западом и его патриархом - Папой Римским.
Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить христианское единство. Посланники из Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийский унии (1439).
Пока Киевская митрополия трудилась над восстановлением единства, на севере от Киева, в Москве, возникла новая митрополия. Московская Церковь отказалась признать Флорентийскую унию и отделилась от древней митрополии в Киеве, провозгласив свою афтокефалию (самоуправление) в 1448 году. В 1589 году, воспользовавшись упадком греческого православия и Константинополя под турецким господством, Церковь в Москве получила статус патриархата.
Римская уния 1596 года и раскол Украины на Восток-Запад
Киевской Церкви был брошен вызов со стороны протестантской Реформации и пост-тридентского католицизма. В то же время она переживала серьёзный внутренний кризис. И Синод принимает решение перейти под юрисдикцию Римского престола, обеспечив при этом сохранение традиционной восточной обрядности и собственной Церковной и этно-культурной самобытности. Такая модель Церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, от которого и начинается существование Греко-Католической Церкви в Украине как института.
Однако часть иерархов и верных Киевской митрополии настаивала на соблюдении канонической принадлежности к Константинопольскому патриархату. В результате внутреннего раскола центральная и восточная часть Украины перешла под "высокую руку единоверного московского правителя" в 1654 г. Вскоре и православная Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату (1686). С развитием российской империи усиливались репрессии против греко-католиков и их насильственное обращение в огосударствленное русское православие (1772, 1795, 1839, 1876).
Православное духовенство и миряне Украины были недовольны тесным сращиванием Русской Православной Церкви с имперской властью и с великороссийскими национальными интересами. Это привело к зарождению "украинофильского" течения, которое после российской революции 1917 года переросло в организованное движение за автокефалию украинского православия, однако попытки ее провозглашения в 1920-х и 1940-х годах натолкнулись на решительное сопротивление и репрессии со стороны советской власти.
Польское и Австро-Венгерское владычество на западе Украины
Во время проведения Брестского собора территория всей Украины входила в состав Польско-Литовского государства. В западной части Украины, которая и далее оставалась в составе Речи Посполитой, Церковь была главнейшим фактором сохранения культурно-религиозной самобытности украинского населения. С включением западно-украинских земель в состав Австрийской государства греко-католическая иерархия получила всестороннюю поддержку и покровительство правительства монархии Габсбургов.
На пороге ХХ века Греко-Католическая Церковь в Галиции удостоилась выдающейся личности - митрополита Андрея Шептицкого (1901-1944). Его духовное руководство пришлось на тревожные времена двух мировых войн и семикратной смены политических режимов, в частности, советского и нацистского. Его настойчивый пастырских труд, защита национальных и социальных прав народа, благотворительная деятельность, экуменические усилия сделали Церковь влиятельной общественным институтом Западной Украины.
Тоталитарное наследие - Украина в ХХ веке
Непосредственным фактором, влияющим на развитие религиозной жизни в современной Украине, является трагедия двадцатого века - эпохи террора и насилия. По приблизительным оценкам, в Украине двадцатого века насильственной смертью погибло около 17 миллионов людей. Особенно трагическим является то, что эти жертвы были рождены не только войнами и конфликтами, но и химерическими идеями переустройства мира.
Борьба с религией была государственной идеологией, для утверждения которой не жалели усилий. Храмы разрушали, жгли, оскверняли; священников и верных - православных и католиков, представителей иных религий - расстреливали либо арестовывали и депортировали в сибирский ГУЛАГ. Церкви преследовались, их загоняли в подполье и полностью уничтожали (как Украинскую Автокефальную Православную Церковь в начале 30-х годов, или Украинскую Греко-Католическую Церковь в 1946 году в Галиции и в 1949 г. в Закарпатье). От Римско-Католической Церкви и Протестантских Церквей осталась лишь горстка Церковных общин, которые подвергались строгому контролю.
Даже деятельность Русской Православной Церкви (которая функционировала как государственная Церковь) была сильно ограничена. Кроме того, она страдала от проникновения в ее ряды советских спецслужб. В обществе прогрессировала бездуховность и углублялась деморализация.
Кризис советской власти в 80-х годах остановил процесс подавления Церквей. В 1989 году вышла из подполья запрещенная режимом Украинская Греко-Католическая Церковь, были созданы общины Украинской Автокефальной Православной Церкви. Провозглашение независимости Украины в 1991 году создало для деятельности всех Церквей на ее территории новый государственно-политический контекст.
Более 97% зарегистрированных на сегодня религиозных общин в Украине являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции. Остальное примерно поровну делят католики и протестанты. По официальной терминологии к категории "традиционных Церквей" принадлежат три основных субъекта православной юрисдикции и Украинская Греко-Католическая Церковь.
- Войдите на сайт для отправки комментариев